0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 13.03.2023

Автор: Россова Юлия Васильевна
Милорадова Ирина Альбертовна
Воспитатели
МБДОУ №67 «Сибирячок»,
г. Иркутск

Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества. Кроме, того художественное конструирование организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование из деталей конструктора, которые позволяет развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Хотелось бы рассказать о типах конструирования. Существуют два типа:

Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Художественное конструирование и моделирование из бумаги - это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).

Конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя как разный природный материал — песок, снег, шишки, желуди, кору, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солому, траву и др., так и другие материалы — бумагу, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки.

Художественное конструирование - это конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных по форме, размеру, цвету геометрических фигур, имеющих чёткую геометрическую форму квадрата, треугольника, четырёхугольника и др. и скрепляющихся с помощью ворсистой поверхности ткани) - является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, рисованием, аппликацией, но не приравнивается к ним.

Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Художественное конструирование при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.

Дошкольный период психического развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, творческий и развивающий характер которой определяет ее ценность и важность для развития восприятия ребенка, его мышления, воображения, технических умений, моторики, а в дальнейшем – более сложных образований.

Несмотря на то, что дети конструируют художественные композиции, от ребёнка не требуется высокого уровня овладения изобразительными средствами и техническими приёмами. В процессе конструирования эти средства успешно осваиваются детьми и развиваются.