Дата публикации: 16.03.2023
Автор: Ефименко Людмила Ивановна
педагог
Ростовская обл. г.Зерноград МБУ ДО ДДТ «Ермак»
Игровые методы обучения на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
Творческая активность ребёнка представляет собой самостоятельную художественную деятельность, облечённую в своеобразные и доступные ему формы. Если для неё не хватает опыта, возможностей, знаний и дети не могут использовать свою активность для серьёзной деятельности, тогда на помощь приходит игра. Используя игровые элементы, воображаемые ситуации, романтику и тайны, можно стимулировать полезные действия школьников, поскольку игровой подход является самым эффективным средством побуждения к полезной деятельности. Кроме того, игра является идеальным средством адаптации ребёнка к новым требованиям, так как она способствует улучшению его самочувствия. Ведь для педагога огромное значение имеет психологическое здоровье каждого ребёнка. Очень важно создать для ребёнка благоприятную, дружескую атмосферу, ощущение сотворчества ученика и учителя. Это может стать одним из условий развития творческой активности школьников. Именно игры – психокоррекционные, арттерапевтические и развивающие – могут помочь ребёнку обрести психологический комфорт.
Об игре и ее роли в развитии человека написано уже не мало. По каждому учебному предмету разработано большое количество дидактических игр, преследующих чаще всего чисто репродуктивные цели - запомнить и воспроизвести. Признавая определенную ценность этих игр, отметим все же, что в большинстве из них смягчается и ретушируется, но тем не менее сохраняется внешняя по отношению к деятельности мотивация, обязательность и вынужденность действий, внешний контроль, характерные для традиционного обучения.
Наиболее ценными с точки зрения развития являются сюжетные или ролевые игры, «мнимые ситуации», как называл их Выготский. Если ситуация, воспроизводимая в игре, имеет личностный смысл для учащегося, то этот смысл приобретает и тот учебный материал, который служит содержательной основой игры. И познавательные действия, связанные с его интерпретацией. Игровые действия, условия состязательности, сотрудничества требуют высокого напряжения не только интеллекта, но и личностных функций ученика.
Игра – естественная среда для детей. Она развивает их воображение и интеллект, прививает им определённые умения и навыки, помогает осваивать действия в соответствии с принятыми в обществе правилами, приучает к соблюдению порядка, ответственности и дисциплины.
Использование в учебном процессе дидактических игр позволяет снимать усталость от однообразных занятий, включать воображение учащихся, способствует приливу умственных сил и облегчает как восприятие знаний, так и выполнение учебных упражнений. Продумывая построение курса занятий на учебное полугодие или четверть, педагогу имеет смысл разработать серию дидактических игр. Это могут быть игры по каждой теме изучаемого предмета или игровые действия, соответствующие отдельным типичным частям урока, такие как смена заданий или физкультминутка. При этом необходимо, чтобы любимые детьми игровые формы деятельности формировали эстетически насыщенную атмосферу их жизни в процессе всей учебной работы.
Возьмем, к примеру, объединение художественной направленности «Казачка-рукодельница»! Это особый мир, куда учащиеся приходят после основных занятий в школе. Задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы сделать жизнь ребёнка ярче и интереснее, развить его творческие способности и стимулировать интерес к творческой деятельности. Здесь главное не лишать детей радости открытия, не сводить обучение к однообразному, шаблонному выполнению одних и тех же заданий. Использование игровых методик на занятиях декоративно-прикладного творчества позволяет сделать процесс работы по созданию декоративной композиции увлекательным и эмоционально окрашенным. Для практических занятий в объединении хорошо себя зарекомендовал метод Кэти Дэйвис, получивший на звание «Разрывание бумаги». Игра, основанная на этой технике, может, допустим, называться «Выпускание пара». Её целесообразно использовать на занятиях по аппликации или папье - маше. Нередко эту игру применяют в начале урока как этап психологического вхождения. Для неё можно использовать старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно спросить детей, кто из них обещает убрать кабинет после занятия, и объяснить, что это упражнение позволит им сбросить усталость, но потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций. Затем дети вместе с педагогом начинают разрывать газеты или журналы. Все кусочки дети бросают в общую кучку в центре комнаты. Когда она станет большой, дети начинают энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать из бумаги отдельные кучки и прыгать на них, обсыпать разорванной бумагой друг друга, бросать её горстями в воздух. По завершении игры педагог дол жен объяснить детям её смысл. Из цветных кусочков порванной бумаги создаётся декоративная композиция в технике аппликации. А потом наступает момент уборки. Дети вспоминают о своём обещании, которое они давали в начале занятия. Это упражнение идеально подходит для детей от 7до 12 лет. Но педагогу следует принимать во внимание, чтобы в группе находилось не слишком много детей, удачный вариант – группа до 9 человек. Кстати, чем более импульсивны и активны дети, тем меньше их должно быть в группе. Предлагаемая техника доставляет ребятам много положительных эмоций и производит хороший терапевтический эффект. Она способствует сплочению группы, сближает её участников с педагогом, даёт выход негативной энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей. Поэтому эту технику используют как в работе с гиперактивными, импульсивными ребятами, так и со скованными и тревожными детьми. Одним из эффективных способов развития творческого воображения и мышления является занятие, построенное на принципе синестезии. Он заключается в том, что когда один какой-либо раздражитель действует на соответствующий орган чувств, то, помимо воли субъекта, он вызывает не только ощущение, свойственное данному органу чувств, но и порождает дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. На занятиях, построенных на принципе синестезии, дети с большим интересом и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения в образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают у них зрительные ощущения в виде цвета и формы. Нередко музыка подвигает малышей к созданию целых композиций на листе бумаги. Вот пример интересной игры «Потрогай, вообрази и нарисуй». Сначала педагог раскладывает несколько дощечек, имеющих разную поверхность: наждачной бумаги, клеёнки, бархата, шёлка, фланели, фольги, де рева и т.д. Ребёнок с завязанными глазами трогает разные поверхности, выбирает понравившуюся ему дощечку и начинает рассказывать то, что ему представляется. Затем уже с открытыми глазами он начинает рисовать образ, сложившийся в его воображении. Существуют и другие интересные и эффективные игровые методики.
Все дети так любят игру «Пантомима», когда слово, загаданное ведущим, надо показать пластикой тела, движениями и мимикой. Эту игру имеет смысл использовать на занятиях по декоративно-прикладному искусству при изучении темы «Орнамент». В декоративно-прикладном творчестве он, кстати, занимает особое место. В представлении древних, орнамент, в отличие от декора, был практически необходимой, утилитарной составляющей любого изделия. Его ритмически организованные части образуют орнаментальный ряд, раппорт, чередование элементов в нескольких направлениях. Орнамент может быть графическим, живописным, скульптурным, может выполняться в разных материалах. Он является одним из самых характерных признаков художественного стиля, «почерком эпохи». Занятие можно начинать с рассматривания орнаментов разных стран. Это такая игра, когда дети показывают его с помощью движения. Игра строится следующим образом: одни ученики встают в ряд и каждый становится отдельным элементом орнамента. Дети могут продемонстрировать орнамент египетский, греческий, славянский и т.д. Остальные ребята должны угадать показываемый им орнамент. Возможен и другой вариант дидактической игры. Перед детьми вывешивается орнамент с узором средней сложности. В течение некоторого времени учащиеся его рассматривают, затем рисунок убирается, а ребята стараются наиболее точно его изобразить по памяти .
На занятиях по декоративно-прикладному искусству целесообразно использовать метод отождествления себя со своим рисунком. Педагоги часто используют такие темы, как «Сказоч ная птица», «Бабочки» и т.д. Вот пример игра «Я – птица». Дети, перебрасывая друг другу мяч, по очереди представляют себя в образе конкретной птицы: рассказывают о своём птичьем характере, повадках, окрасе, месте обитания и т.п. Аналогично с игрой «Бабочки». Дети вживаются в представляемый образ, отождествляют себя с ним с помощью движений, присущих этому насекомому: они изображают движения бабочки, её последовательные превращения из гусеницы в куколку, а после – в бабочку, показывают, как она пьёт нектар, садится на цветок.
Исходя из всего вышесказанного, хочу ещё раз подчеркнуть мысль о том, что игра создаёт наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка. Развивающая игра, используемая в работе с ребёнком, по сути своей является активной и осмысленной. Воспитанник с удовольствием в неё включается, а приобретённый опыт становится новым качеством в развитии ребёнка, который он может использовать в дальнейшей жизни. При этом необходимо отметить, что игра не может и не должна подменять собой традиционные формы работы. Игровые методики следует использоваться как элемент в учебных занятиях, как форму контроля и т.д. Важно помнить, что игра -это прежде всего свободное пространство, множество степеней свободы для проявления самых разнообразных характеристик личности, возможности самовыражения, богатые эмоциональные переживания. Роли, правила, последовательность действий в игре важны, но не самоценны. Они должны создавать условия для свободного творчества, иначе есть опасность превращения игры в обычный спектакль или литературно-музыкальную композицию.
Литература
1.Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.
3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии.
4. Гликман, И.З. Педагогическое стимулирование : метод. пос. для руководителей школ 4 6/10/ И.З. Гликман. – М. : Народное образование, 2007. – 159 с.
5. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства : Программа развития детей дошколь ного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М. : Педагогиче ское общество России, 2000. – 448 с.
7. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М. : Просвещение, 2006. – 176 с.
8. Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка. Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром : метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М. : Форум, 2008. – 240 с