Дата публикации: 20.03.2023
Автор: Давыдова Татьяна Владимировна
Педагог-психолог
ГКОУ «Таремский детский дом» Нижегородская область,
Павловский муниципальный округ
В последние десять лет в нашей стране вдвое увеличилось количество детей сирот и детей, лишенных родительской опеки. Подавляющее большинство таких детей это социальные сироты. Родители уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, являются безразличными к их судьбе, и такой процесс происходит на фоне уменьшения общей численности детского населения. Так в 2007 году в нашей стране по данным Государственного комитета статистики количество детей сирот составило 52,4 тыс. человек, а в 2012 году уже – 97,8 тыс.
Дети сироты находятся в учреждениях интернатного типа. Многочисленные исследования по вопросу эффективности воспитания в данных учреждениях показали: у детей лишенных родителей нарушается процесс развития, в первую очередь интеллектуальной и эмоциональной сферы, нарушается процесс привязанности; последующая адаптация в обществе у них очень низкая, т.е. они не умеют работать, не могут создать семью, удержать партнера, воспитать собственных детей. Поэтому именно развитие семейных институтов устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в последние годы приобрело общегосударственное значение, т.к. является жизненно-необходимым условием воспитания детей.
Подготовкой граждан, принявших решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, занимаются школы принимающих родителей (ШПР). Их основная цель это приобретение навыков, которыми должны обладать потенциальные приемные родители, для того чтобы находить взаимопонимание с приемными детьми, активно с ними сотрудничать, уметь направлять свой опыт, знания на создание наилучших условий жизни и воспитания детей.
Одним из первых и основных вопросов, которые разбираются на ШПР, является мотивация приемных родителей. Сейчас многие семьи задумываются над тем, чтобы взять к себе приемного ребенка, но с возросшим количеством принятых детей в замещающую семью, возросло и количество повторных отказов. Причины чаще всего одни и те же: не справились с воспитанием ребенка, не ожидали, что ребенок будет таким, что с ним будет так трудно. «Мы желали ему только добра, все старались делать для него, а он …постоянно закатывал истерики, проявлял агрессию или просто не шел на контакт, плохо себя вел, все делал на зло, затем стал воровать, прогуливать школу…».
Выдержка из письма приемной мамы Татьяны «Мои дети - что они для меня». «Легко полюбить милого и нежного ребенка, который потрясающе улыбается, безгранично тебе доверяет и смотрит на тебя как на сказочную фею. Гораздо труднее полюбить ребенка озлобленного, смотрящего на тебя с недоверием и опаской и видящего в тебе еще одно возможное чудовище. Труднее, но как оказалось можно. Я ее люблю, хоть и без умиления. Душа моя болит за эту девочку, всю свою маленькую жизнь, платящую по чужим счетам. Я восхищаюсь ее силой и мужеством, ее волей к жизни… Я нужна ей безусловно, и она нужна мне, очень нужна, потому что только она может меня научить некоторым вещам. Научить тому, что встретив так много зла можно оставаться доброй. Научить прощать даже то, что, казалось бы, простить нельзя. Научить любить несмотря ни на что…»
У кого-то получается наладить отношения с приемным ребенком и в семье все складывается хорошо, а у кого-то нет. Зачастую это не зависит от условий содержания ребенка, от материального достатка семьи и от образования приемных родителей. Насколько сами родители могут дать ребенку внимания и любви, ничего не прося взамен, не требуя благодарности за заботу и потраченное время. Смогут ли родители относится к приемному ребенку как к своему кровному, а это значит: принимать и любить его таким какой он есть со всеми недостатками. Это и является основополагающим фактором во взаимоотношениях с приемным ребенком. В психологии это называется позитивной мотивацией, т.е. мотивацией, которая направлена не на себя и на ребенка.
В основном родители, которые обращаются к вопросу принятия ребенка в семью, сами прошли через определенные трудности и потери. Поэтому приемный ребенок может стать для такой семьи единственным связывающим звеном, без которого семья может развалиться. Есть соблазн, взяв ребенка в семью, помочь в первую очередь себе, справиться с какой-то проблемой, стать счастливее. Но на таком фундаменте не получится построить гармоничные отношения. Только семья, в которой все хорошо, в которой крепкие отношения, много ресурсов у каждого члена семьи, может справить с трудностями сама и помочь приемному ребенку быстрее адаптироваться в вашей семье.