0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 23.03.2023

Автор: Лапынина Ирина Эдуардовна
Преподаватель высшей категории
Московская область,
Щёлковский округ,
Фряновская ДШИ

Начальное музыкальное образование в нашей стране переживает непростой период. Педагоги музыкальных школ оказываются сегодня в новых, фактически рыночных условиях. Дети принимаются в ДШИ зачастую без конкурсного отбора, меняется как структура, так и содержание учебного процесса: некоторые виды работы упрощаются или вовсе отпадают.

         Положение усугубляется еще и тем, что по состоянию здоровья современные дети серьезно отличаются от своих сверстников 1960-1980-х годов. «Следствием социальных процессов в стране стало заметное снижение показателей физического и интеллектуального здоровья детского населения. В его составе постоянно увеличивается доля проблемных детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности, с дефицитом внимания, с трудностями в обучении».

         По статистике Министерства образования России их количество в 1996 году достигло 35-45%. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, Интернета и прочего.

         Не удивительно, что многие дети, обучающиеся сегодня в музыкальной школе, испытывают сложности в усвоении музыкально-технических знаний.

Поэтому перед преподавателем этих дисциплин встает серьезная проблема. С одной стороны, он имеет дело с не очень мотивированным, информационно перегруженным, не вполне физически здоровым от природы, порядком уставшим к моменту посещения музыкальной школы учеником. С другой - ему необходимо за 45 минут урока суметь донести до ребенка определенный объем теоретических знаний, а также успеть, проработать упражнения, направленных на развитие слуха.

         Понятно, что в такой ситуации традиционный академический стиль преподавания не всегда оказывается успешным.

          Иными словами, в условиях «дефицита внимания» более эффективными оказываются недидактические формы подачи материала.

  Поэтому многие педагоги разрабатывают новые методики преподавания теоретических дисциплин, то есть, главной особенностью которых является адаптивность, т.е. способность гибко подстраиваться под конкретные задачи в зависимости от возраста, степени подготовки, психологических особенностей учащихся.

Детскому мышлению и восприятию свойственно преобладание индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным. Действительно, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо (например, желание во что бы то ни стало научиться кататься на роликах, как сосед Вася). Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного состояния для ребенка является игра как естественная форма его существования.

Через игру ребенок познает жизнь, легче воспринимает и усваивает материал. Для него это доступно. Как ученик, ребенок может быть невнимателен, неусидчив, а выполняя какую-либо роль в творческой игре он приобретает многие положительные качества. В игре раскрываются творческие способности личности.

           Игра – это ИСКРА, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре проявляются такие качества как:

1.Смелость;

2.Эмоциональность;

3.Деловитость;

4.Активность;

5.Находчивость;

6.Артистизм…

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА».

Эта игра помогает развить «гудящих» учеников, научить их воспроизводить сыгранные на фортепиано или спетые звуки, отрабатывать отдельные певческие интонации, звукосочетания, расширить диапазон голосов.

   СКАЗКА. Предупредив детей, что это сказка – не простая, а музыкальная, начинаем примерно так:

- Пошли дети в лес за грибами и перекликаются, чтобы не потеряться: «Ау» (интонация кварты вверх, например, ми-ля 1 октавы).

А дятел им отвечает: «тук-тук-тук» (на одном звуке, например, соль 1 октавы).

Все попевки дети поют вслед за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижерским указаниям, одновременно показывают высотность рукой…

     Затем рассказ продолжается:

- Наш рассказ не простой, а музыкальный, поэтому все птицы, звери, люди в нем не говорят, а поют, то есть, тянут звуки, тянут гласные.

Даже дятел стучит по дереву очень напевно, мягко, музыкально.

Попробуем спеть так…

- А потом дети услышали, как поет кукушка: «Ку-ку» (интонация малой терции вниз, например, «до» второй «ля» первой октавы).

А потом они чуть не наступили на гнездышко воробья.

Он, испугавшись, начал петь очень жалобно, тревожно, взволнованно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно, например «си» первой «до» второй, «си» первой октавы).

  «Пение воробья» пригодится в будущем при прохождении полутона.

Но дети успокоили его: «Все спокойно» (б3 вниз…, например, «ля-ля-фа-фа» первой октавы).

И чтобы воробей действительно успокоился, мальчики и девочки пели очень плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали.

     Давайте споем, как они пели и изобразили рукой такое плавное, протяжное звучание….

Придумывание птиц, зверей, которых можно услышать в лесу.

На следующих занятиях мы повторяем «сказку» и добавляем еще какие-либо персонажи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 Придумать продолжение сказки и еще лесных зверей и птиц, но только музыкальных.

В следующий раз, два-три желающих рассказывают о придуманных зверях и попевках к ним.

Учитель дает тон (помогает, и он же выбирает наиболее удачные попевки, придуманные детьми). Таким образом, дети в течение занятий придумали такие попевки:

  1. Мама, зовущая своих детей домой;
  2. Волк, выбежавший из леса;
  3. Фонтанчик, радостно булькающий «буль»…

Постепенно дети осознали особенности пения (тянущиеся гласные) и продвинулись в вокально-интонационном развитии.

         На последующих занятиях дети сами выходят к классу и свободно поют любые попевки, дают тон, от которого надо спеть попевку.

Постепенно ломается боязливость, застенчивость, скованность, развивается фантазия детей, образность мышления, перестают стесняться коллектив.

ИГРА «ПТИЧКА НА ВЕТКЕ».

Поются три ступени вниз 3-2-1 подряд. На гласный звук «ю» или «ма».

Птичка с ветки на ветку и учитель с детьми показывает руками высоту звука, а ученики повторяют.

Это упражнение практически все время поется без сопровождения инструмента.

По рассказу так: «Птичке не понравилось на второй ветке и она прыгнула на первую, потом на третью и …

  Дети поют благодаря этой игре точнее, чище.

ИГРА «ПО СЕКРЕТУ»

Выходят двое желающих. Один из них отворачивается, а другой показывает хору знакомые ступени (1—2—3) в любом варианте.

Прежде, чем спеть вслух, все «по секрету» договариваются, какие ступени споют.

Например, в полном молчании, чтобы отвернувшийся не догадался, ученик, заменяющий учителя, показывает один, два, три и снова один палец. Это значит, что хор должен спеть первую, вторую, третью и снова первую ступени.

Таким образом, у детей начинает работать внутренний слух, мышление, память.

А хор поет эти ступени на слоги «ма», «ле», «но», а учащиеся следят за собственным пением (дыхание, артикуляция, унисон, ансамбль).

     Ученик (первый) показывает ступени и поет попевку. Весь хор анализирует, верно, ли были услышаны ступени и спеты. Это тот же устный диктант.

      Младшие школьники не стесняются играть в присутствии взрослых.

ИГРА «ЛЕКТОРЫ».

Объяснив значение слова «лектор», полезность и увлекательность деятельности лектора, рассказов о качествах, которыми они должны обладать, мы предлагаем учащимся сначала дома, а затем на уроке рассказать что-либо о композиторе (сначала из биографии).

  Подбираем с ними иллюстрации к теме и показом портрета композитора. Темы, дети подбирают сами, из чисел, пройденных на занятиях.

Во втором полугодии учащиеся уже сами могут провести короткую беседу-«лекцию» о Э. Григе; Р. Шумане; П. Чайковском…

Конечно, вся коллекция малыша состоит из нескольких предложений, но зато они продуманы самостоятельно. Ребенок может держаться, говорить внятно и выразительно и показывать иллюстрации по ходу своей «лекции».

ИГРА «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО».

Примерно в середине учебного года мы даем задание детям: приготовиться к концерту. Дети заранее пишут заявки с программой выступления. Ученики просят своих педагогов помочь им подготовить пьесы к концерту. На одном из занятий кто-то из учащихся исполняет пьесу.

Все анализируют ее характер, содержание, количество частей.

Исполнитель учится себя вести на воображаемой концертной эстраде: выходить к роялю, правильно и четко объявлять свою пьесу, говорить о ее настроении и содержании, кланяться.

Дети учатся анализировать лад, форму, регистр, мелодию и аккомпанемент.

Благодаря игровым методам учеба приносит детям радость, удовлетворение.

Наиболее эффективным средством обучения детей младшего школьного возраста являются творческие задания, использующие импровизацию.

 Под импровизацией понимается мыслительно-музыкальный процесс, проявляющийся в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения.

А для хорового искусства это означает создание нового произведения или придание существующему нового качества на основе имеющихся вокально-хоровых знаний, умений, навыков, выразительных средств и возможностей детского голоса.

       Создано много новых сборников, которые помогают развить в детях многое:

  1. Музыкальное восприятие;
  2. Слух;
  3. Память;
  4. Художественные способности;
  5. Творческие способности;
  6. Свободу;
  7. Координацию движений;
  8. Умение ощущать собственное тело во времени и пространстве.

 А так же формируют основные коммуникативные способности детей:

  1. Учат их общаться друг с другом;
  2. Чувствовать себя комфортно в коллективе.

Игры служат для социальной адаптации, снятию напряжения, формированию эмоционально-позитивных установок.

 Сборник Татьяны Вячеславовны Рыбкиной и Татьяны Григорьевны Шеверёвой предлагают нам игровой характер упражнений для детей.

  Это способствует эмоциональной раскрепощённости, освобождению мышц голосового аппарата – снятию зажима голосовых связок, который обычно возникает у детей в процессе занятий пением. Каждое из упражнений служит конкретной задаче в процессе формирования определенных речевых и певческих навыков… Каждое упражнение наряду с музыкальной задачей преследует задачу, коммуникативного характера:

  1. Общение в группе;
  2. Общение в группах;
  3. В парах;
  4. Движение «за лидером»;
  5. Выделение «лидера»…

Мелодии соответствуют диапазону детского голоса и характеру интонирования детей младшего возраста. Музыка призвана помочь прочувствовать характер образов в совместном игровом творчестве. Тексты упражнений сочетают сюжетно-образный и условно-дидактический моменты. Особенно важным является формирование артикуляционного и дыхательного аппарата, что определяется тренировкой мышц всего тела.

  Упражнения имеют методические пояснения и описание упражнения под музыкальное сопровождение:

  • Тигр;
  • Маскарад;
  • Язычок;
  • Маленький шарик;
  • Чайник;
  • Солнышко;
  • Синички;
  • Колокола;
  • Дружная семья;
  • Еж;
  • Мячик.

  Динамика современной жизни, быстрая изменчивость событий, напряжение в обществе – все это негативно сказывается на эмоциональном развитии детей и находит отражение в их поведении и речи. Они двигаются суетливо, говорят скороговоркой, нередко проявляют раздражительность и даже агрессию. Для того, чтобы снять это напряжение, и созданы данные музыкальные упражнения.

Используемая литература:

  1. Н.Алферова, 2003год сборник «Музыка в школе»;
  2. «Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего возраста» 2008 год;
  3. «Подборка игр для младших школьников» 1999 гол;
  4. Т. Рыбкина и Т. Шеверёва, сборник «Как сказать мяу», 2007-2008гг;
  5. И. Меньших, сборник песен и игр «С музыкой растем, играем и поём»