0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 20.04.2023

Автор: Илюхина Оксана Сергеевна
воспитатель
МКДОУ детский сад №72г.п. Петров Вал
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Аннотация: Движение пальцев рук ребенка влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других высших психических процессов, таких как мышление, воображение, память, внимание. Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями речи является одним из значимых показателей нормального речевого развития. Полноценное развитие общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук ребенка является необходимым условием подготовки дошкольника к обучению в школе.

Проблемы развития мелкой моторики у дошкольника уже давно привлекали многих исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений у дошкольников о форме, величине, пространстве и др.

Многими учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Изучая деятельность детского мозга, психику дошкольников, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают то, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И. П. Павловым и получил свое дальнейшее развитие в исследованиях Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, А. Р. Лурии.

На основе проведения исследования М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой, В. М. Бехтеревым, Н. Токудзиро было выявлено, что у большинства детей следующая закономерность: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие мелкой моторики отстает, то речевое развитие дошкольника, напротив, задерживается.

Ученый А. А. Ухтомский указывал, что нормальная речь человека - это очень сложный процесс и представляет собой результат работы многих пространственно разграниченных образований мозга. В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы организма. Н. И. Красногорский, И. М. Сеченов и другие ученые считают, что одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор, структурные и функциональные особенности, которые заключаются в том, что он «имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности».

Выдающийся ученый А. В. Запорожец выделяет, что ознакомление дошкольников с формой, величиной и другими пространственными свойствами предметов оказывается невозможным без движения рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета.

В ходе исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской видно, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит руки или глаза дошкольника в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Для развития мелкой моторики рук человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений дошкольником осуществляется под влиянием педагогов и родителей. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами.

Первые три года жизни ребенка занимают особое место в развитии личности. Это период огромных достижений у ребенка в области развития речи и представлений, а также социального, эмоционального и моторного развития.

Таким образом, своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у дошкольника полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – это начатое с первых же дней после рождения ребенка, а полноценное – это достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждом возрастном этапе.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми имеет большое значение, так как при этом ребенок получает материал для подражания. Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи дошкольника. Ребенок инстинктивно старается использовать этот фактор - он действует и манипулирует с предметами.

Своевременное и организованное раннее обучение, и воспитание оказывает долгосрочное положительное влияние на последующее продвижение детей, успешность и благополучие его жизнедеятельности.

Развитие мелкой моторики в дальнейшем является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Данный факт должен максимально использоваться в работе с дошкольниками. Необходимо проводить своевременную работу по развитию речи, особенно у детей с отставанием в развитии задержкой моторной речи.

 Нарушения речи у дошкольников встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является основной причиной неподготовленности детей к обучению школе. Регулярная работа над развитием мелкой моторики детей дает возможность подготовить руку ребенка к обучению в школе, позволяет тренировать память, мышление, воображение, а также благополучно влияет не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших психических функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А Берштейн. -  М. : Медгиз, 2016.

2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2007.

3. Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р. Лурия.  - М.: Педагогика, 2009.

4. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина. - М. : МГПИИЯ, 2007.