Дата публикации: 24.04.2023
Автор: Слободян Ольга Анатольевна
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» г. Курск
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в образовательной и самостоятельной деятельности детей сказок-шумелок и игр на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи:
- приобщать воспитателей к музыкальной культуре, расширять их кругозор;
- прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности детей;
- познакомить участников мастер-класса с приёмами игры на шумовых музыкальных инструментах и формами обыгрывания небольших текстов, сказок с помощью музыкальных инструментов и подручных предметов для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста.
Я представляю вам мастер класс по теме «Использование сказок-шумелок для развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста».
Цель моего мастер класс: познакомить с приёмами обыгрывания небольших текстов, сказок с помощью музыкальных инструментов и подручных предметов.
Сегодня перед педагогами стоит одна из главных задач –формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.
С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.
Меня заинтересовал вопрос, как сделать так, чтобы малышам на занятии было интересно, как научить их слышать и понимать музыку, увидеть красоту вокруг себя, научить фантазировать, придумывать.
Все дети любят сказки, любят их слушать и рассказывать. А рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд – одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.
Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. «Шумелкой» она называется потому, что дети (либо при помощи педагога), рассказывая сказку, дополнительно озвучивают ее шумовыми музыкальными инструментами, делая интересней и ярче.
Развлекая и очень радуя детей, занятия по разучиванию сказки помогают решать актуальные проблемы развития внимания. Подбирая доступный детям литературный материал, мы способствуем проявлению свободы самовыражения, развитию фантазии, эмоциональности, артистизма, мелкой моторики. Подобные сказки можно использовать, как физ. минутку, в образовательной деятельности, в режимных моментах. Совместное с детьми разыгрывание сказочных музыкальных спектаклей всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью этих замечательных сказок дети знакомятся с многообразием звуков, учатся извлекать звуки с помощью самых разнообразных предметов, развивают слуховую память, учатся воспроизводить разные оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. У детей формируются навыки сотрудничества, развивается выдержка, дети переживают эмоционально-радостные ощущения от участия в совместном музицировании.
На основе предлагаемых материалов можно с малышами устраивать замечательные музыкальные спектакли.
При этом выполняются задачи:
- формировать интерес к музицированию, представления о средствах музыкальной выразительности;
- развивать художественный вкус, музыкальные способности, навыки коллективной игры;
- формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Существует алгоритм работы со сказкой:
1. Знакомство со сказкой, характеристика сказочных героев.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
4. Озвучивание сказки.
5. Выделение пауз в тексте для звукоподражания и музицирования.
Что же необходимо учитывать при выборе текста:
1. выбирая текст, учитывайте насколько он подходит детям по сложности и объёму;
2. определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст;
3. определите заранее смысловые акценты и паузы.
Далее определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность. Определите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии. (11)
Для игры вам понадобятся любые предметы издающие шуршание, звенящие, стучащие, металические и другие звуки – посуда, пакеты, бумага, бутылки, ключи, монетки, камешки, карандаши, музыкальные и даже строительные инструменты и т.п. Оглянитесь вокруг, у вас все есть! Смело заменяйте один предмет на другой, издающий похожий звук и у вас все получиться!
Чтобы распределить роли и инструменты среди детей, их можно разделить на подгруппы: одна играет на музыкальных инструментах, а вторая выступает в качестве персонажей сказки или истории.
Озвучивание сказки.
- Сказки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история или сказка должна стать более интересной и яркой.
- Перед озвучиванием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, можно также предложить им выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную обстановку для озвучивания сказки, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатления на детей.
- Во время исполнения используйте мимику и жесты, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
- Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
- Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
- Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.
- Учите детей бережному обращению с инструментами.
- После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
Вывод:
- Сказки-шумелки помогут педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей 2-5 лет.
- Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
- Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
- Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
- Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
- Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
- Развивается выдержка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Звуковой бутерброд»
Цель игры: научиться поочередно и вовремя начинать и заканчивать игру на инструменте.
Выбираем муз. инструменты «трех семей» по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические.
Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса.
«Я отрезаю хлеб» - звучат деревянные инструменты
«Затем мажу маслом» - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты
«А теперь кладу колбасу» - шумовые инструменты
«Я съела хлеб и масло» - замолкают деревянные и металлические
«Осталась колбаса» - только шумовые
«Съела и колбасу» - шумовые замолкают.
«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.
ПЫХ
Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька. БАРАБАН
Дед мастерил: молотком стучал ЛОЖКИ
И пилой пилил. РУБЕЛЬ или ТОН-БЛОК/ ТРЕЩОТКА
Бабка пол подметала СКРЕСТИ БАРАБАН (ЩЁТКА ПО БАРАБАНУ)
И пыль вытирала. ГЛАДИТЬ ТРЯПКОЙ БАРАБАН
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала. КСИЛОФОН
Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошёл в огород: сначала по полу БАРАБАН
Потом по камушкам, КСИЛОФОН
А потом по травке. ЦЕЛЛОФАН
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖЖЖЖЖ»
И комарики пищат «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то на него как фыркнет: ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)
Дед испугался и домой побежал. ЦЕЛЛОФАН, КСИЛОФОН И БАРАБАН
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой-то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу БАРАБАН
Потом по камушкам, КСИЛОФОН
А потом по травке. ЦЕЛЛОФАН
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖ»
И комарики пищат «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает: ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)
Бабушка испугалась и домой побежала. ЦЕЛЛОФАН, КСИЛОФОН И БАРАБАН
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. Там, в огороде, какой-то страшный Пых сидит». Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие бояки, я сама пойду!».
Пошла Машенька в огород: сначала по полу, БАРАБАН
Потом по камушкам, КСИЛОФОН
А потом по травке. ЦЕЛЛОФАН
Остановилась Маша у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат «ЖЖ»
И комарики пищат «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ»
И только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:
ФЫРКАТЬ: «ПЫХ-ПЫХ» или игрушка-пищалка (без свистка)
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком. ГИТАРА ИЛИ
НАТЯНУТАЯ РЕЗИНОЧКА
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
КСИЛОФОН
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. БАРАБАН
А ночью ёжик не спал и по комнате бегал. БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ