0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 21.05.2023

Автор: Полупанова Дарья Александровна
Преподаватель
МБУ ДО «ДШИ с.Федосеевка», Белгородская область,
Старооскольский район, с. Федосеевка

В современном обществе значительно изменилась роль педагога. Сегодня он перестал быть для учащегося единственным источником информации. Дети с малых лет окружены компьютерами, планшетами и мобильными телефонами, становящимися все более совершенными. Без них мы уже не представляем своей жизни. Если несколько лет назад, чтобы получить необходимые сведения, нужно было пересмотреть огромное количество специальной литературы, то сейчас достаточно выйти в интернет на компьютере или телефоне и вам будет предоставлена огромная информация по интересующему вас вопросу. Мир не просто изменился с появлением информационных технологий. Он стал другим: динамичным, требующим от человека большей мобильности, способности постоянно учиться и переучиваться, адаптироваться к постоянно меняющимся и совершенствующимся инновационным технологиям.

 Музыкальное образование в России всегда было самым лучшим в мире. Это не оспариваемый факт. Самые лучшие исполнители-солисты, дирижеры и профессиональные коллективы имеют российское музыкальное образование. Начиная с музыкальной школы и заканчивая самыми престижными музыкальными вузами, вся система музыкального образования была выверена и проверена шаг за шагом и приносила хорошие, а подчас блестящие результаты. В отличие от других стран, где музыкальное образование в основном проходит частным образом, в нашей стране это целая система музыкальных образовательных учреждений, начиная с самого раннего возраста. Несмотря на совершенство нашей системы музыкального образования, в связи с внедрением компьютерных технологий становятся необходимы кадры новой формации. Наряду с высокой подготовленностью в профессиональной сфере деятельности, современный педагог музыкант должен иметь специфические знания в области информационных технологий. Проще говоря, он должен одинаково владеть своим инструментом и компьютером.

Многие педагоги, имея многолетний стаж работы, считают, что дети теперь совсем другие. [3, с.27] Они более откровенные, более информированные и поэтому задают много неожиданных вопросов своему педагогу, отвечать на которые необходимо. Конечно, не всякий человек может держать огромную информацию в голове. И здесь на помощь учителю приходят компьютерные технологии. Не надо стесняться перед учащимся, обращаясь при нем к интернету. Наоборот, нужно попытаться вместе найти ответ на вопрос, тем самым показать ученику, что учитель не всезнайка и не против поучиться чему-то новому вместе с учеником. Совместное «копание» в поисках информации сближает педагога и учащегося.

Многие педагоги (особенно старой формации) консервативно относятся к внедрению компьютерных технологий в сферу образования, прочно цепляясь за установившиеся традиции. Тем самым не понимая, что не облегчают свой труд. Они не учитывают того, что общаются с учащимися нового, компьютерного поколения, а потому разговаривают на разных языках. Внедрение компьютерных информаций в сферу музыкального образования ни в коем случае не подразумевает его реформирования. Оно выступает в помощь учителю и ученику. [1, с.146]

Представим урок музыкальной литературы в школе. Вот учитель рассказал о композиторе, перечислил его произведения, коснулся эпохи, в которой жил композитор и собственно и все. Естественно учащихся такой подход нисколько не впечатлит. Выйдут и забудут. А если на уроке учитель использует интерактивную доску, покажет слайды и попросит найти и посмотреть (имеется в виду послушать) мультфильмы или фильмы, где звучит музыка этого композитора, поверьте, эта информация запомнится навсегда. Опытом многих педагогов доказано, что нашим современным учащимся обязательно нужна наглядность и их личное копание в интернете. [3, с.220]

На уроках по специальному инструменту, помощь Интернет-ресурсов вообще не заменима. Это такие сайты, как Российская онлайн библиотека классической музыки, нотный архив Бориса Тараканова, архив «Диаспора», ноты и книги из личной библиотеки Нины Дотан. [2] Использование этих собраний сочинений значительно упрощает задачу педагога при подборе программы учащимся. При желании, они могут не только просмотреть и проиграть различные произведения, но и тут же, используя интернет, прослушать произведения в исполнении профессионалов. При работе над программой можно ни один раз обращаться к записям музыки. Сейчас многие любители выкладывают в интернет записи выступлений своих детей, учащихся, записи различных конкурсов. Полезно слушать не только профессионалов, но и своих сверстников. Эти прослушивания помогают выбрать свою транскрипцию произведения, обсудить достоинства и недостатки того или иного выступления и сравнить их со своей игрой. Слушая других исполнителей, учащийся совершенно по - другому начинает воспринимать произведение, над которым работает. Он лучше ощущает форму произведения, старается более ярко передать музыкальный образ, играет более ритмично.

В процессе занятий педагог может подсказать ученику ссылки на нужные источники. Они доступны и разнообразны по своему профилю: образовательный портал МОиН  РТ, портал всеобуч, «Образовательные ресурсы сети Интернет». Эти сайты содержат ценные сведения для учащихся и педагогов-музыкантов. [2] Важно грамотно научиться пользоваться предоставленной информацией самому педагогу и научить использовать ее учащегося.

Практика использования инновационных технологий в сфере музыкального образования показывает, что применение их и грамотное внедрение в учебный процесс делает обучение музыкой не только более прогрессивным и более обхватывающим, но и более интересным для учащегося. Это экономит время педагога, развивает его интеллект, помогает быть в курсе последних событий культуры.

Развитие информационных технологий происходит стремительно. Нельзя думать, что ты раз научился пользоваться интернетом и это до конца жизни. К сожалению, полученные знания быстро устаревают. С каждым днем появляются все новые сайты, программы и возможности использовать инновационные технологии себе в помощь.

Работая в системе профессионального музыкального образования, на первый план выходит проблема подготовки конкурентно способного учащегося, личности, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. Создание личности активной, целеустремленной, творческой. Учащийся должен быть способен к непрерывному обучению и саморазвитию. В связи с этим, педагог сам должен шагать в ногу со временем и быть объектом для подражания у своих учащихся.

В условиях модернизации современного образования, особую значимость приобретает поиск идей в области преобразования учебного и воспитательного процессов, которые позволили бы в полной мере реализовать потенциал предметов образовательной области «Музыкальное искусство». [3, с.238]

Список литературы

  1. Лифановский Б. Интернет для музыканта.- М.: Издательский дом «Классика- XXI», 2006. – 213с.
  2. Мацур В.Н. Применение компьютерных технологий на уроках музыки / www/comuz.ru/conference/04.     
  3. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. -СПб. Питер, 2004. — 316 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).