Дата публикации: 08.10.2023
Автор: Халикова Наталья Николаевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Светлячок" № 96
Кемеровская обл.,
Прокопьевский ГО
Цели и задачи:
- формирование у детей представления о видах изобразительного искусства и народноготворчества, о средствах художественной выразительности.
- продолжать формироватьсамостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративнойдеятельности, используя выразительные средства народной росписидымково.
- развитие творческих способностей учащихся, дать верное направление их эстетическомувосприятию мира.
- развитие пространственного мышления, образного представления и воображения.
- воспитание аккуратности, настойчивости, любви к творчеству.
- воспитание у детей любви к русскому прикладному искусству, желанию расписывать силуэты дымковских игрушек.
Дидактический материал:
1. Картинки с изображением дымковских игрушек.
2. Образцы дымковской игрушки.
Раздаточный материал:
1.Гуашь, белила, кисточки №4.
2.Силуэты дымковских игрушек (барыни, петухи, индюки, бараны, птички)
3. Варианты узоров для детей.
Подготовительная работа:
1. Рассматривание готовых изделий дымковской игрушки
2. Чтение стихотворений: В.Фифанова «Дымково», С.Степанов «Дымковская игрушка»
I. Организационный момент
Беседа с детьми
- Ребята, хотите отправиться в сказку, туда, где…
Стихотворение С.Степанова «Дымковская игрушка»
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные!
Белоснежны, как березки
Кружочки, черточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.
- А теперь, ребята, давайте потренируем наши глазки, чтобы мы не отвели наш взор от красивого узора!
Зрительная физминутка:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
II. Основная часть
- Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Называется он«Красота в умелых руках».
Почему так говорят?
Издавна народ добросовестно трудился на своей земле, и не зря говорится в
пословице: «Труд кормит, а лень портит».
Мы сегодня будем продолжать знакомиться с дымковской игрушкой.
Чтение стихотворения В.Фифанова «Дымково».
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
Гремящей как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем - светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою, без всякого следа,
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
Вопросы детям:
- Ребята, а давайте вспомним, почему игрушки называются Дымковскими?
- Кто помогал мастерицам разукрашивать игрушки?
- Какими геометрическими фигурами были расписаны юбки у барыни?
- Что потом мастера делали со своими игрушками?
- Чем занимался народ на праздниках?
- Правильно, народ водил хороводы!
Вот и мы с вами сейчас отдохнем и поводим хоровод «В сыром бору тропинка». Дети с педагогом водят хоровод под русскую народную музыку.
Все ремесла хороши. Народная мудрость гласит: «Где труд – там и счастье»
- Дети, а сейчас мы с вами будем подмастерьями, это значит учениками мастера народногопромысла. И будем работать в «Мастерской добрых дел», сами будем расписывать дымковскиеигрушки.
- Какие дымковские игрушки здесь представлены?
Дети самостоятельно выбирают силуэты дымковских игрушек.
- Давайте подумаем, какими узорами можно разукрасить дымковскую игрушку?
- На столе у вас дополнительные карточки узоров,выберите нужный узор и разукрашивайте свои изделия. Педагог раздает силуэты игрушек детям, по их выбору. Подумайте, какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Теперь распишем ваши игрушки, но сначала разогреем ладошки.
Пальчиковая гимнастика.
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? нет, пустяк,
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком»
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз…
Все получится у нас!
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как правильно держать кисточку?
- Правильно вы показали, рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски.
III. Самостоятельная деятельность детей.
Дети расписывают силуэты дымковских игрушек по образцу
Педагог во время детского творчества смотрит за тем, как работают дети, подсказывает, помогает.
После работы дети читают стихотворение о своей игрушке.
Барашек-свисток, Утка-Марфутка
Левый рог-завиток, Бережком идет
Правый рог-завиток, Уточек –Марфуточек
На груди – цветок. Купаться ведет.
Бока крутые Индя, индя, индюшок,
Рога-золотые, Ты похож на сундучок,
Копытца с оборкой, Сундучок не простой,
На спине – Егорка. Красный, белый, золотой.
IV. Подведение итогов урока
Воспитатель подводит итоги вместе с детьми. Организована выставка работ.
- Ребята, потрудились вы на славу! Какие вы молодцы (не «кто-то лучше», а все молодцы)! Хорошие работы у вас получились!
Пусть каждый оценит свою расписанную работу.
V. Анализ.
Умения детей соответствуют требованиям учебных программ: узоры закрашивались равномерно, соблюдались контуры рисунка. Соблюдалась передача ритмичности построения узора: элементы чередуются по форме, цвету, величине. Дети правильно сочетали подобранные цвета.
Уборка рабочего места.