0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 12.10.2023

Автор: Карманникова Елена Саидовна
воспитатель
ГБОУ «ННШ-ДС №89 с детьми ОВЗ»

                                                     «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

пусть ребенок чувствует красоту и восторгается  ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

  Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

   В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

 Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры;  реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Основное направление моей работы - формирование у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.

Для успешного достижения этих задач я выделила следующие этапы:

1этап: Создание предметно-развивающей среды.

2этап: Использование устного народного творчества во всех его проявлениях.

3этап: Приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями, промыслами.

4этап: Игровая деятельность.

5этап: Народные праздники.

Свою работу провожу в различной форме:

- занятия;

- беседы;

- экскурсии к историческим местам и памятникам города;

- фольклорные праздники и развлечения;

- встречи с интересными людьми;

- показ спектаклей и сказок;

- продуктивная деятельность детей;

- выставка творческих работ детей и родителей.

Для подведения итогов своей работы использую:

- педагогические советы;

- выставки – конкурсы;

- открытые занятия - обобщение опыта работы;

 - педагогические гостиные и пр.

             При создании предметно-развивающей среды, в результате совместной деятельности педагогов, детей, родителей группы,  был организован мини - музей «Русская изба», где разместились предметы русского быта. Также в группе оборудован уголок ряженья с элементами костюмов и шапочек для игр-драматизаций и инсценировок сказок; уголок театральной деятельности, где собраны разнообразные виды театра; создана библиотека книг устного народного творчества, уголок изобразительной деятельности.

На следующих этапах работы для приобщения детей к истокам русской народной культуры веду  целенаправленный отбор и применение в работе всех видов народного фольклора. Образовательную деятельность по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами провожу в интеграции с другими образовательными областями. На занятиях в течение дня присутствует главный персонаж сказки или потешки. Для этого часто использую свой дидактический онлайн-альбом «Играем в сказку», где систематизированный дидактический материал по работе со сказкой. Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности: рассматривают книги, иллюстрации, играют в дидактические игры. Настоящими артистами дети чувствуют себя,  когда занимаются театральной деятельностью: обыгрывают русские - народные сказки, потешки, обряды и т.д. Это способствует успешному усвоению содержания произведений устного народного творчества. Для ознакомления детей с бытом русского народа я организую, экскурсии в краеведческий мини музей школы -  сада, после которой дети с интересом и в свободной форме обыгрывают «русский быт». Чтобы познакомить детей с традициями русского гостеприимства, мы с детьми ходим в гости. Так мы побывали в гостях у Бабушки и  у Хозяюшки. Знакомя детей с красотой окружающей природы, я применяю русские пословицы и поговорки. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, здесь я использую фольклор для познавательного и нравственного развития детей.  Также прививаю любовь к животным, где использую свой дидактический онлайн-альбом «Дикие животные». В альбоме собран разнообразный дидактический материал по теме: «Животные»,  различные коррекционные упражнения, (кроссворды, сказки, игры, загадки).

  Приобщение детей к миру искусства, я начинаю со знакомства с народной игрушкой: матрешкой, романовской игрушкой, свистульками, тряпичными куклами. Сами их изготовляем. Виртуальные экскурсии очень интересны детям старших групп. Мы побывали: в Музее «Русская изба» г.Набережные Челны и познакомились с историей быта русского народа.

 Для выражения красоты русского народного творчества мои дети используют нетрадиционные методы рисования. Любимые развлечения детей - это народные подвижные, хороводные игры. Для закрепления традиции гостеприимства использую сюжетно-ролевые игры: «В гостях у героев сказки», « В гости к нам пришли лесные жители» и другие.

  Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа, когда ребенок участвует в народных праздниках, таких как Масленица с её традиционными играми со скоморохом, блинами и чучелом. Православные праздники, «Красная горка», «Рождество», на которых дети исполняют сценки православной истории. На праздник «День Матери» мы с детьми готовим театрализованное представление «Колобок на новый лад», «Бычок-смоляной бочок». Мои воспитанники участвуют во Всероссийских конкурсах  для детей «Узнавай-ка! Дети», "Знатоки сказок", "Цифры, живущие в сказках", декоративно – прикладного творчества «Призвание» в разных номинациях, в региональных конкурсах,  получили грамоту за победу в конкурсе театральных постановок и т.д.

Мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями моих воспитанников. Они приняли участия в акциях: «Подари детскому саду книгу», «Покормите птиц зимой». Сшили русские народные костюмы, кокошники.

Я творческий человек и люблю творить прекрасное. Своим опытом, я делюсь с педагогами используя, для этого свой персональный сайт «Речецветик». Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды!

Самая важная  задача моей работы в данном направлении – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых главных вещей в педагогике – умению трудиться душой. Глядя на детей, я уверена, что, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.