0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 16.10.2023

Автор: Демина Ольга Сергеевна
Воспитатель
Г. Киселевск детский сад 7

Основной формой связной речи в старшем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Диалогическая речь - особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками (двух и более) в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

В старшей группе, также, как и на предыдущих этапах дошкольного периода детства, имеются свои особенности диалогической речи детей, такие как:

-недостаточная сформированность умения правильно строить предложения;

-недостаточная сформированность умения внимательно, не перебивая слушать собеседника;

-недостаточная сформированность умения формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

-недостаточная сформированность умения давать реплики;

-недостаточно внимательное выслушивание задаваемого вопроса;

-невладение таким способом усложнения предложения, как обращение;

-редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

При этом по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста, старшие дошкольники уже способны придумывать диалоги более сложной структуры, включающие несколько микротем, используя при этом разнообразные типы предложений, прямую речь.

Можно выделить несколько групп диалогических умений детей старшей группы:

1.      Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2.      Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3.      Умение общаться в паре, группе из 3 - 5 человек, в коллективе.

4.      Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5.      Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

В старшей группе в процессе общения дети стремятся активно рассказать своему собеседнику, реальному или «мнимому» о видимом, слышимом, использует в диалоге различные речевые клише, переносят и заменяют аналогичными в соответствующих ситуациях. В общении дети уже задают целенаправленные вопросы в логической последовательности. Содержание этих вопросов может быть адресовано как воображаемому субъекту, так и реальному.

В игровых ситуациях с предметами и игрушками ребёнок придумывает ответ за игрушку, разговаривает от её лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Так дети старшей группы учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем. Реплики-реакции детей старшей группы имеют широкий смысловой спектр согласия, несогласия, совета, просьбы

К старшему дошкольному возрасту наступает период совершенствования навыков диалогической речи, вопросительные предложения уже носят специальный характер, требующий развёрнутого ответа с новой информацией. У детей наблюдается побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества, которое постепенно приводит к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь, когда дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер и способны продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети уже способны договариваться, придумывать правила игры, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Кроме того, совершенствуется выразительность оформления диалогической речи, использование в ней всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического словесного ударения и т.д.).