0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 28.10.2023

Автор: Конгурова Елена Ахватовна
воспитатель
МДОУ детский сад «Чебурашка»
п. Советский Дергачевский район Саратовская область

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга» .

Иван Петрович Павлов.

Я все время нахожусь в поиске интересных форм работы с детьми дошкольного возраста. Мной, для работы в этом учебном году,  была выбрана тема по самообразованию – « Нейроигры  на занятиях  в ДОУ».

 Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста.

Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.

 Преимущества использования нейроигр и упражнений:

  1. Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.

Игровые технологии повышают интерес и мотивацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Используется  игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность,

 Многофункциональность, а так же автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом.  Формируется  стойкая  мотивация  и произвольные познавательные интересы партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

Использование нейроигр перед началом занятий способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.    Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

       Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом .

Использование нейроигр в работе с детьми старшего возраста.

В своей работе я использую некоторые нейроупражнения (нейроигры).

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую на занятиях с детьми старшего возраста.

 «Двойная игра»  (психографика) выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

2023 10 28 21 13 51

«Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками ставить руки на расположенные  слева и справа фигуры. На изображение круга ребенок ставит кулачок,  на прямоугольник  - ладошку,  на треугольник  -  ладошку ребром.

2023 10 28 21 14 48

«Узнай цифру на ощупь».

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет цифру на ощупь. Не глядя на нее,  ребенок должен отгадать цифру.

Дыхательные упражнения  очень нравятся детям исполнять все в игровой форме. Так игра  «Хоккей» - дети гоняют, ватный шарик по хоккейному полю. А также  на музыкальных занятиях мы с детьми занимаемся дыхательной гимнастикой.

2023 10 28 21 15 56

Еще,  например, при изучении цифр или букв используется такая игра, как «Найди и объясни». Ребенок в крупе, горохе, гречке или в песке на ощупь находит предмет (буква или цифра) и объясняет что у него в руках.

Игра  двумя руками – надо переложить в две емкости, черные и красные,  пуговицы используя две руки. Правой рукой выбираются черные, например пуговицы, левой – красные.

2023 10 28 21 16 59

Двигательная разминка и упражнения  для рук помогают активизировать межполушарные связи и сбалансировать работу правого и левого полушарий, что способствует развитию всех высших психических функций.

Поэтому  в своей работе я использую некоторые  кинезиологические упражнения. 

«Кинезиологические» упражнения направлены на:

- развитие общей двигательной координации,

- формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами,

- развитие координации рук и ног,

- развитие крупной моторики,

- развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук,

- одновременное использование речи и движений.

 «Ухо -  нос».

Ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха.  По хлопку ребенок меняет положения рук.

Можно использовать музыкальную игру «Руки, плечи, ухо, нос», которая вызывает интерес детей тем, что это игра с  ускорением.

2023 10 28 21 18 04

Ребятам эти игры очень нравятся. Они стараются, чтоб у них все получилось.

Каждый ребенок талантлив и открыт миру. Наша задача, задача взрослых, раскрыть творческий потенциал и способствовать гармоничному, целостному развитию ребенка.

Необходимо обеспечить вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, познакомить их с особенностями нейропсихологического подхода, провести ряд консультаций, мастер-классов по обучению родителей нейроиграм.

Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.

Список использованной литературы:

  1. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. – С-П.: «Генезис»,2017
  2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие/под редакцией А.В.Семенович. – М.:Дрофа, 2014
  3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера,2003
  4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2019