0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 10.11.2023

Автор: Попова Наталья Анатольевна
Воспитатель
Детский сад «Огонек»
СП «МБОУ Змеиногорская СОШ №3»
г. Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с инновационной технологией «ТИКО моделирование».

Сегодня я хочу поделиться опытом своей  работы с конструктором ТИКО.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» (Ян Амос Каменский).

С 2002 года НПО «РАНТИС» производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО - моделирование Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно-дидактическим материалом, конструктором ТИКО.

Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора? (Ответы) Очень рада за тех, кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми. А тем кто еще не работал с данным конструктором, думаю, что вам будет интересно и, возможно, вы почерпнете что-то новое для себя.

Итак, что же такое ТИКО?

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» — это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки — к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого. Все детали – многоугольники, изготовлены из изностойкой пластмассы и выдерживает многократную сборку – разборку. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Собранные фигуры обладают прочностью, максимальной трансформируемостью и не распадаются при падении. Особенность данного конструктора шарнирное соединение деталей с шарообразными выступами и выемками, что дает возможность конструировать  большое количество как простых так и сложных фигур. (слайд) Шарнирное соединение позволят деталям вращаться относительно друг друга переходить из плоскости развертки в пространство( объемные фигуры). Все детали могут соединяться друг с другом в любом сочетании под различными углами.

 

ЧТО такое ТИКО?

ТИКО — это:

  • Творческие умения
  • Интеллектуальные умения;
  • Командная работа; коммуникативные умения
  • Оригинальность мышления.

Задачи конструкторов «ТИКО»:

Задачи данного набора:

1.занять  ребенка активной творческой деятельностью;

2.укрепить детские пальчики и кисти, развивать мелкую моторику;

3.активизировать правое и левое полушарие головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и необходимости пространственного мышления при сборе объемных фигур.

4. знакомство с геометрическими фигурами.

Образовательная:

  • Систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
  • Способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
  • Формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая:

  • Улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
    развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
  • Прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная:

  • Воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
  • Тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
  • Стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

Существует 12 наборов конструктора ТИКО:

  1. «Фантазёр» — набор для школьников младших и средних классов, включающий 127 многоугольников и позволяющий развивать фантазию.
  2. Геометрия — для сборки геометрических тел. Можно собрать 86 многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма, шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки. Также набор «Геометрия» позволяет составлять орнаменты и паркеты.
  3. «Школьник» позволяют конструировать следующие фигуры: цветок; корзинку; утёнка; цыплёнка; карусель; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды домиков; танк. Также набор «Школьник» позволяет конструировать многогранники, кубы, пирамиды, параллелепипеды, призмы и их развертки.
  4. «Архимед» — единственный набор в составе которого трапеции и параллелограммы, что существенно расширяет возможности для игры и обучения. «АРХИМЕД» позволит Вам сконструировать различные фигуры обтекаемой формы — космические корабли, звездолеты, летающие тарелки, самолеты, автомобили будущего. В комплект входит 6 колес.
  5. «Класс» включает 71 многоугольник, раздаточный набор для построения и изучения объёмных фигур.
  6. «Шары» — специально позволяет собирать мячи (шары) различного размера — от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.
  7. «Платоновы тела» — учебное пособие-конструктор. В игровой форме знакомит детей с правильными многогранниками, научит считать, складывать и вычитать в пределах 100 и более.
  8. «Малыш» предназначен для детей от 4-х лет и включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Из набора «Малыш» можно собрать большое количество фигур: мебель (шкаф, стол, стул, пуфик, кровать, дерево, башню, скворечник, крепость, клумбу, корону, забор, скамейку, различные виды домиков, дорожки из квадратов и треугольников, шары и др.).
  9. «Арифметика» — содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия.

Грамматика — включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления

Этапы работы с ТИКО-конструктором:

Знакомить с конструктором необходимо последовательно. От простого к сложному.

  • Первое, что мы делаем — это рассматриваем детали конструктора ТИКО. Мы выясняем, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д. Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. С 2018 года в ТИКО-наборах появились дополнительные детали — колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
  • Далее мы рассматриваем, что они имеют разный цвет.
  • После этого мы понимаем, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
  • Далее, когда дети немного познакомились с конструктором, мы их начинаем собирать. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
  • Главное при соединении деталей — это правильное их соединение.
  • Соединять детали надо под углом. Обращаю внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО-детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу.

Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять, можно использовать следующие формы работы с конструктором (показ папок):

  • Конструирование по полной схеме,
  • Конструирование по контурной схеме,
  • Конструирование с помощью слухового диктанта,
  • Конструирование по образцу,
  • Конструирование по собственному представлению.

Работа со схемами очень важна — дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.

Детям подготовительной группы можно предложить задания на замещение геометрических фигур:

  • Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
  • Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
  • Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Конструктор ТИКО можно использовать на занятиях по математике, развитие речи, при сенсорном развитии, а также в игровой форме.

Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос. Можно поставить поделку на полочку и все? Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией?

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.

Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО-поделка в руках детей оживает.

Я с уверенностью могу сказать, что технология ТИКО-моделирования развивает оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО-моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

И девиз «ТИКО»: Обучаемся играя!

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Благодарю за внимание!