Дата публикации: 14.11.2023
Автор: Ожогина Ольга Федоровна
Воспитатель
МКДОУ-детский сад»Радуга»
с Новошилово Новосибирская область
Аннотация
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Данное занятие ориентировано на детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с основными правилами дорожного движения, через игровые проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Работа организована таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в заданиях, проявляя инициативу.
Пояснительная записка
«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагоги должны дать направление этим случайностям».
В.Д.Одоевский.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детским дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Главная задача – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Методическая разработка занятия «Страна Светофоров»
для детей дошкольного возраста.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: учащиеся дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Используемые материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи, картинки с изображением автобуса, автомобиля, колеса, велосипеда, остановки, регулировщика, дорожных знаков, детей, пешеходного перехода; макет светофора, 3 круга – красный, желтый, зеленый; мяч.
Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний.
Вид занятия: комбинированное занятие.
Используемые методы: словесный, наглядный, игровой, практико – ориентированный, метод проблемного обучения.
Образовательная область: формирование представления о правилах дорожного движения.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».
Актуальность: детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Методические рекомендации по использованию мультимедийного материала: групповое занятие. Использование мультимедийной презентации позволяет задействовать весь наглядный информационный канал, способствование лучшему усвоению информации и экономии времени на внедрении знании дошкольникам. Презентация является дополнением к конспекту. Ее эффективность характеризуется уровнем усвоения знаний по теме.
Цель: Формирование первичных знаний о правилах дорожного поведения у детей дошкольного возраста посредством игровых ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить дошкольников с правилами поведения на дороге, улице, с сигналами светофора и пешеходным переходом;
- Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- Формировать здоровый образ жизни, профилактику дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
- Развивать память, внимание, любознательность, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
- Активизировать словарный запас детей.
Воспитательные: - Вырабатывать у учащихся привычку правильно вести себя на дорогах;
- Воспитывать грамотных пешеходов.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Рекомендации по организации и проведению занятия:
1. Подготовка к любому занятию обязательно должна начинаться с продумывания конспекта. Интересный и содержательный конспект сделает занятие незабываемым. Содержание должно включать элементы новизны, занимательности, необычности.
2. Необходимо тщательно продумать оснащение и оформление кабинета, музыкальное сопровождение. Игровые атрибуты следует расположить вне поля зрения учащихся: это создаст элемент неожиданности и праздничного настроения.
3. Занятие необходимо проводить в просторном кабинете, где найдется достаточно места для подвижных игр детей.
4. Задания и игры должны отвечать интересам учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.
5. Эффективность педагогической работы во многом зависит от анализа качества проведенного занятия. Необходимо выяснить причины негативных моментов и отметить удачные игровые находки.
План занятия:
- Организационный момент – 3 мин.
- Практическая часть – 19 мин.
- Игра «Светофор» - 3 мин.
- Игра с мячом - 3 мин.
- Игра «Автомульти» – 3 мин.
- Подведение итогов занятия – 2 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
Ход занятия:
( В группе стоят в два ряда стульчики, имитирующие автобус. На каждом стульчике наклеены кружки, треугольники, квадратики, овалы, прямоугольники разных цветов).
- Организационный момент – 3 мин.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждый берет билет, проходит в автобус и находит свое место. (Дети рассаживаются по своим местам).
Воспитатель: Я, буду шофером, а вы пассажиры. А чтобы наш автобус поехал надо произнести волшебные слова:
Автобус, автобус идет, гудит,
В автобусе, в автобусе шофер сидит.
В автобусе, в автобусе детей полно,
Поехали дети, глядите в окно!
(Дети повторяют слова за воспитателем, звучит запись звука работающей машины).
Воспитатель: Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
- Практическая часть – 19 мин.
Воспитатель: Страна Светофоров (читает на вывеске). Ребята, что это за страна? Вы, когда - нибудь бывали в этой стране? (Ответы детей).
Воспитатель: В стране Светофоров живет разный народ
И автомобили, и шофер и пешеход.
Делаю вам предостережение –
Выучить срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители!
Хотите побывать в этой стране? (Ответы детей).
Воспитатель: Это страна, где все люди, даже дети знают правила дорожного движения и постоянно ими пользуются, поэтому в этой стране никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в Стране Светофоров никогда не бывает дорожных происшествий? (Ответы воспитанников). Потому что, в этой стране все соблюдают правила дорожного движения.
Воспитатель: Какие правила дорожного движения вы знаете? (Ответы учащихся.) Ребята, так просто в страну Светофоров не войдешь. Посмотрите, на воротах висят зашифрованные знаки и их надо отгадать и открыть. Если у вас получится, тогда ворота откроются. (На дверцах шкафа висят перевернутые картинки. При правильных ответах детей картинки переворачиваются).
Воспитатель: Давайте попробуем открыть дорожные знаки. Если вы правильно ответите, то знаки откроются. Готовы? (Ответы детей).
Воспитатель: Первое задание.
(приложение №1)
Отгадайте загадки:
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Дети: Автобус.
Воспитатель: Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда вздымая пыль,
Нас помчит…
Дети: Автомобиль.
Воспитатель: По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Дети: Колеса.
Воспитатель: Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ
Это мой…
Дети: Велосипед.
Воспитатель: В этом месте, как не странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Остановка.
Воспитатель: Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?
Дети: Регулировщик.
Воспитатель: Сами не видят, а другим указывают.
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
Дети: Дети.
Воспитатель: Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут.
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились и все картинки открыли. Мы в стране Светофоров! Посмотрите, кто нас встречает? Отгадайте загадку!
Воспитатель: Мчался транспорт, торопился,
А потом остановился,
Приглушил слегка мотор.
Кто помог нам?
Дети: Светофор. (Воспитатель показывает макет светофора).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, для чего нужен светофор? Где вы видели светофор? Заметили ли вы, как слушаются светофора и машины и люди? (Ответы детей ). Светофор нужен для безопасного движения машин и людей. Давайте вспомним правила перехода по светофору.
Воспитатель: Красный глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Стоять.
Воспитатель: Желтый глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Внимание.
Воспитатель: А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Можно идти.
Воспитатель: Ребята, как расположены знаки светофора?
Дети: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.
Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем.
- Игра «Светофор» - 3 мин.
Цель игры: обобщение знаний о назначении светофора и его сигналов.
Задачи:
- развивать внимание, ловкость, сообразительность, зрительное восприятие;
- воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Игровые атрибуты: 3 круга - красный, зеленый, желтый.
Условия игры:
Воспитатель: Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся – стой! (Дети замирают)
Желтый вспыхнул – подожди! (Дети приседают)
А зеленый свет – иди! (Дети бегают).
(Темп игры может увеличиваться. В конце игры воспитатель называет самых внимательных участников).
Воспитатель: Все жители страны Светофоров очень любят играть. Особенно они любят играть в мяч. Ребята, а вы любите играть с мячом? (Ответы детей). Можно играть на проезжей части дороги? (Ответы детей). Это опасно, может задавить машина, мяч попадет под машину и лопнет. А где можно играть детям? (Ответы детей). Верно, детям нужно играть на детской площадке под присмотром взрослых. Давайте и мы поиграем с мячом.
- «Игра в мяч» - 2 мин.
Цель игры: закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
Задачи:
- развивать внимание, наблюдательность, память, ловкость, сообразительность.
- развивать умение работать в коллективе.
Игровые атрибуты: мяч.
Условия игры: Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч,
одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра
проводится со всеми детьми по очереди.
Воспитатель: По дороге кто идет?
Ребенок 1: Пешеход.
Воспитатель: Кто машину ведет?
Ребенок 2: Водитель.
Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?
Ребенок 3: Три глаза.
Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок 4: Стой и жди.
Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок5: Подожди.
Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?
Ребенок 6: Можете идти.
Воспитатель: Идут наши ножки по пешеходной…
Ребенок 7: Дорожке.
Воспитатель: Где мы автобус ждем?
Ребенок 8: На остановке.
Воспитатель: Где играем в прятки?
Ребенок 9: На детской площадке.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
Воспитатель: А еще в стране Светофоров любят смотреть мультфильмы. Вы, любите мультики? А какие? (Ответы детей). Во многих мультфильмах герои передвигаются на различных видах транспорта. Давайте проверим, какие виды транспорта вы знаете и как вы помните сюжеты мультфильмов.
- Игра «Автомульти» - 3 мин. (приложение №2)
Цель игры: научить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства.
Задачи:
- правильно называть виды транспортного средства;
- развивать память, мышление, сообразительность.
Условия игры: Учащимся предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства:
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке) – слайд №2.
2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед) – слайд №3.
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем) – слайд№4.
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед) – слайд №5.
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету) – слайд №6.
6. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете) – слайд №7.
7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) – слайд №8.
8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде) – слайд. №9
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики...
На чем летали комарики? (На воздушном шарике) – слайд №10.
10. На чем катался Кай? (На санках) – слайд №11.
11. На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре) – слайд №12.
12. В чем плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке) - слайд №13.
(В конце игры необходимо похвалить тех участников, кто дал наибольшее количество правильных ответов).
3. Подведение итогов занятия – 2 мин.
Воспитатель: Вот мы и побывали в стране Светофоров! Было трудно, но вы справились и теперь являетесь почетными гостями Светофоров. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Запомните ребята: правила движения должны все соблюдать без возражения.
Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу; смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то стоять нужно спокойно, не метаться.
Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.
Никогда не торопись!
У дороги осмотрись.
За другими не спеши.
Маму за руку держи.
Нужно правила все знать!
Возле трассы не играть
И животных без присмотра
На дорогу не пускать.
Воспитатель: Молодцы, вы все хорошо потрудились. Ребята, вы все запомнили как вести себя на улице? На какой свет переходить дорогу? (Ответы детей). Об этом расскажите своим родителям и друзьям. До свидания!
Список литературы
1. Гарнышева Т.П. Как научить детей пдд? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.; ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
2. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
3. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.; «Просвещение», 1973.
4. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. - М.; «Транспорт», 1999.
5. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.; «Просвещение», 2009.
7. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - М.; ТЦ Сфера, 2008.- 64 с.
8. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения.- М.; «Просвещение», 2005.
9. Хабибуллина Е.Я. «Дорожная азбука в детском саду», 2009 год.
10. Шалаева Г.П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.; Издательство Эксмо, 2007.
Приложение№1