Дата публикации: 15.11.2023
Автор: Хайдарова Гульнара Фоатовна
Педагог дополнительного образования
МБДОУ Детский сад № 1 «Родничок»
с. Кушнаренково Республики Башкортостан
Нам посчастливилось родиться и жить в многонациональной республике, в городе, насчитывающим многовековую историю, где судьбы татарского и русского, а также других народов и отдельных людей тесно переплетены между собой.
Жители нашей республики имеют огромное культурное наследие, которое жизненно важно передать подрастающему поколению. Если детей не приобщить к культуре родного народа - нарушится преемственность поколений, что приведёт к нравственному опустошению и деградации, ребёнок не станет гармоничной личностью. Вот почему воспитательно-образовательная работа с детьми должна включать в себя этно-педагогический подход. Он помогает воспитывать детей в лучших культурных традициях своего народа. Развиваясь, дети будут осваивать культуру живущих рядом народов, а далее изучать мировую культуру, частичкой которой являемся мы сами: наши обычаями, традиции, духовные и материальные ценности. Если сегодня мы не воспитаем в наших детях любовь и уважение к культуре родного края, то став взрослыми, они не смогут привить эти чувства своим детям. Приобщение детей к культуре родного края, в свою очередь, формирует интерес к изучению родного (второго) языка, так как создание национального культурного пространства является важнейшим средством воспитания и обучения детей языкам.
Изучение культуры родного края – один из важнейших путей развития патриотизма, национального самосознания: основа воспитания межнациональных чувств уже в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство - тот период, когда возможно настоящее искреннее погружение в истоки культуры родного края. Дети разных национальностей, посещая дошкольные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность, с помощью грамотного педагога, элементы национальной культуры.
Так как основное время дети-дошкольники проводят с воспитателем, именно он может и должен ввести их в удивительный мир устного народного творчества, народно-прикладного искусства, познакомить с бытом, традициями и праздниками родного народа, его ремеслом и промыслами.
Учитывая то, что ребёнок большую часть дня проводит в дошкольном учреждении, а современные квартиры далеко не всегда включают в свой интерьер предметы народных промыслов, всё больше отдавая дань моде, естественно, необходимо создать соответствующую обстановку в групповой комнате детского сада.
Придя в детский сад, ребёнок попадает в другой - сказочный мир. Малыша встречают куклы в татарских костюмах или в русских сарафанах, на стенах красуются панно с городецкой или хохломской росписью, панно-аппликации с татарскими орнаментами, предметы мебели, расписная посуда: предметы быта, сама обстановка, выполненная в едином стиле, создают атмосферу старины, погружаясь в которую, ребёнок ощущает близость к корням родного края. При этом у детей формируется интерес к изучению родного (второго) языка, желание побольше узнать и понять речь окружающих его людей, и при этом говорить на этом языке.
Основной целью обучения второму языку в детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с татарским языком как средством общения и с культурой татарского народа. В ходе освоения второго языка в детском саду проходят подготовку к дальнейшему изучению в школе.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
В нашем детском саду созданы все условия для развития родного (второго) языка. Насыщенная предметно-развивающая среда: уголок школьника, книги, театральный, речевой, познавательно-экспериментальный и экологический уголки, сюжетные игры и т.д. Руками педагогов нашего детского сада было изготовлено много дидактических игр по закреплению пройденного материала по программе. Для реализации образовательной программы по национальному воспитанию в каждой группе оформлен уголок «Туган ягым Башкортостан» («Мой родной край Башкортостан»). Здесь можно увидеть кукол в татарских, русских, башкирских, чувашских, мордовских национальных костюмах; детские книги с иллюстрациями татарских художников, предметы национального быта, муляжи продуктов национальной кухни, иллюстрированные журналы о родном районе. В детском саду традиционно проводятся литературно-музыкальные вечера, выставки иллюстраций к любимым произведениям, посвященные великому татарскому поэту Г.Тукаю, поэту-патриоту М. Джалилю, А. Алишу. Приобщение детей к народным традициям проводится в форме детских праздников. В течение учебного года с детьми проводятся национальные праздники:
- «Сабантуй» - («Праздник плуга») - главный татарский национальный праздник;
«Карга боткасы» - весенний праздник встреча перелетных птиц.
«Нардуган» - татарская народная зимняя игра-забава, устраиваемая на свежем воздухе, спортивные состязания, хороводы, танцы;
«Нәүрүз» - («Новый день») – новый год по восточному календарю, проводящийся в день весеннего равноденствия.
Вся работа по национальному воспитанию и обучению родному (второму) языку проводится в тесном сотрудничестве коллектива детского сада и родителей.
Ежегодной традицией стало проведение на базе нашего детского сада № 1 «Родничок» районного конкурса «Саумы, саумы,Экият! - Здравствуй, здравствуй, Сказка!»; «Тукай моннары – Тукаевские напевы»». Каждый год участвуем на этих конкурсах и занимаем призовые места. С детьми 1 подготовительной группы подготовили и показывали татарскую народную сказку «Три дочери». Дети свои роли играли с такой ответственностью, что они «ощутились» в этой сказке и почувствовали себя маленькими артистами.
На занятиях родного(татарского) языка знакомим детей с творчеством и произведениями великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Дети очень близко знакомы со сказками «Су анасы –Водяная», «Кэжэ белэн сарык – Коза и баран», «Шурэле». На день рождения великого поэта подготовили с детьми старшей группы музыкально-литературную композицию «Г.Тукай в наших сердцах», дети выучили стихотворение «Кызыклы шэкерт –Забавный ученик», который рассказывали Саетов Арсений и Ильмурзин Данияр; Баграмов Радмир в роли мальчика испуганно забегает, украв золотую гебень у Су Анасы, а Айлин Шириязданова, как настоящая «Су анасы», бежит за мальчиком отобрать свою гребень. С прищемленным пальцем в бревне и страшным голосом появляется Шурэле, дети помогают Шурэле освободить пальцы.
Как и других сказках концовка заканчивается добром, и все вместе поют песню «Шурэле»
На мой взгляд, результаты обучения татарскому и родному языкам в детстве зависит от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком. Поэтому в нашем детском саду осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мною был разработан план работы с родителями, согласно которому проводятся консультации, беседы, развлечения; в каждой группе развешиваются памятки «Учите с нами». Также проводятся анкетирования «Организация обучения татарскому языку в детском саду». Анализы данных анкет показывают, что родители одобряют организацию обучения татарскому языку в детском саду, а также считают, что представления ребёнка о языке помогут при обучении в школе.
Гульнара Хайдарова педагог дополнительного образования
МБДОУ Детский сад № 1 «Родничок» с. Кушнаренково Республики Башкортостан