Дата публикации: 20.11.2023
Автор: Железняк Марина Михайловна
воспитатель
Космодемьянской ул., 3, Орск, Оренбургская обл.
"Нельзя вырастить полноценного
человека без воспитания в нем
чувства прекрасного…"
Р. Тагор
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Мы рассматриваем художественно эстетическое воспитание дошкольников как важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития детей заставляет по–иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольном учреждении, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении, на создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
В нашем учреждении работа по направлению художественно-эстетическое развитие дошкольников строится в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения и программой дополнительного образования «Чудеса своими руками».
Основная цель: обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников;
создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала;
использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей;
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями).
Создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями, интеграция);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
В художественно-эстетическую деятельность входит
Изобразительная деятельность;
Музыкальное восприятие;
Восприятие художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
Обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
Организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно- ролевой и режиссерской игры;
Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
Поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка;
Работа с детьми ведется в интеграции:
музыкальное воспитание,
художественно-речевая деятельность,
изобразительная деятельность
Задачи определяют содержание работы воспитательно-образовательного процесса. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в двух основных моделях
организации - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной, деятельности детей.
Формы организации образовательной области «Художественное творчество»
Одним из основных условий для успешной реализации
«Художественно – эстетического развития» является тесное взаимодействие с родителями.
В нашем учреждении стали регулярными и традиционными выставки детского рисунка.
Также используются нетрадиционные техники художественного творчества, такие как: рисование пальчиками; рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев; рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками; с помощью ватных дисков; кляксография с трубочкой, рисование мятой бумагой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография, рисование шерстью.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии :
Продуктами детского творчества оформляются интерьеры групп, фойе т. к. ребенок должен видеть и понимать, как ценно для взрослых то, что он сделал своими руками.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех специалистов в МДОАУ ЦРР Д/С 125 :
музыкального руководителя, воспитателей, старшего воспитателя, заведующего детским садом. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического развития дошкольников. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.