Дата публикации: 20.11.2023
Автор: Пестова Ольга Петровна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №17 «Белочка»
Цель проекта: Формирование представлений детей об осени как времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
- Расширить и обогатить представления детей о сезонных изменениях в природе в осенний период
- Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.
- Побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Актуальность проекта:.
Тема данного проекта была выбрана не случайно. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые не знают признаки осени. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях и признаках в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы.
Участники проекта:
- Воспитатели Пестова О.П., Сарманаева В.Р
- Учитель музыки Гудилова Т.Ю
- Дети старшего дошкольного возраста группы «Почемучки»
- Родители воспитанников ДОО
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь , октябрь, ноябрь 2023г.
Планируемые результаты проекта:
У воспитанников будут сформированы:
- знания и представления об осени, её признаках и дарах;
- навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Продукт проекта:
- выставки детских творческих работ
- выставка совместных поделок «Осенние фантазии»
- праздник урожая
- развлечение для детей «Осенние состязания»
- познавательная викторина « Во саду и в огороде »
Реализация проекта предполагается в три этапа:
1 этап – Подготовительный
Задачи:
- Составить план совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
--Разработать календарно-тематический план, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
-Разработать картотеки дидактических, пальчиковых игр, альбом о осени ,
- Подготовка мультимедийных презентаций по теме «Осень ».
-Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта
- Рассматривание с детьми репродукций картин художников
2 этап – Основной
Основные направления работы:
- Воспитательно-образовательная работа с детьми: игры, беседы, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, занятия .
- Консультативно - информационная работа (индивидуальные беседы, консультации, папки-передвижки).
Познавательное развитие |
Речевое развитие |
Чтение художественной литературы |
- Беседы : «Осень бывает разная» «Осень , что ты о ней знаешь?» «Что растет на грядках?» «Почему птицы улетают на юг» «Труд людей осенью». -Викторина «Во саду и в огороде»; - Ежедневные наблюдений за сезонными изменениями : листопадом , дождем, ветром Целевые прогулки : «Осенние приметы» |
Отгадывание загадок по теме «Осень» -Рассматривание сюжетных картин: И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Прогулка в лесу», «Осенний парк» и составление описательных рассказов по ним.» -Составление творческих рассказов: «Как звери готовятся к зиме», «Как хлеб на стол пришел», «Растения поля и огорода », «Что нам осень принесла», -Дидактические словесные игры: «Назови по первому звуку, слогу название… (грибов, цветов, деревьев, животных, птиц, овощей и фруктов и т.д) |
Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» . Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», |
Социально – коммуникативное развитие |
ОБЖ |
Труд |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и Фрукты», «Семья», «Путешествие в осенний лес» Дидактические игры: , «Найди дерево по описанию» «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «С какого дерева листок», «Когда это бывает», «Что с начало , что потом», «Назови одним словом» «Чудесный мешочек", Настольно –печатные игры : Домино «Овощи, фрукты», «Вершки и корешки» |
- Беседа «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» Беседа- «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» Беседа - «Почему нельзя бегать с ветками и палками» Д/игра «Съедобное не съедобное» |
-участие в уборке участка ; -сбор природного материала (сбор шишек, семян, листочков для гербария) -уборка опавшей листвы;
|
Художественно – эстетическое развитие (художественное творчество) |
Художественно – эстетическое развитие (музыка) |
Физическое развитие |
- Рисование: «Осень в парке», (отпечатки листьев). «Ветка рябины» «Компот » «Идет дождь» - Лепка: «Осеннее дерево» ( пластилинография) . «Грибы», «Мишка» «Хлеб» -Аппликация: «Ваза с фруктами», «Осенний букет» «На лесной поляне выросли грибы» «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» -Конструирование: «Дерево»( из втулок) «Картофельные чудики» -Ручной труд поделки из природного материала «Корзинка для грибов и фруктов» |
-Слушание: П. И. Чайковского «Времена года» А. Вивальди «Осень», «Падают, падают листья», «Урожайная» Хороводные игры «Огородная хороводная» «Мы пойдем на огород» -Игры драматизации: В.Сутеев «Мешок яблок» - Праздник урожая -Развлечение : «Осенние состязания» |
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Совушка», «С кочки на кочку», «Хитрая лиса» Игры –эстафеты: «Кто быстрее соберет осенний букет» «Соберем урожай» Физминутки : «Ветер дует нам в лицо» «Мы пойдем в осенний лес» - Пальчиковая гимнастика: «Осенью», «Осенние листья», «Мы капусту рубим», «Осенний букет», «За грибами в лес пойдем», «Ягоды» |
Организация развивающей среды |
Взаимодействие с педагогами |
Взаимодействие с родителями |
- Пополнение книжного уголка художественной литературой по теме проекта. - Пополнение картотек загадок , пословиц и поговорок , дидактических игр о осени -Подборка иллюстраций по теме проекта. - Внесение новых атрибутов для сюжетно- ролевых игр - Внесение в игровой уголок дидактических и настольных игр. |
Занятие ОО «Познавательное развитие» «Грибы» |
-Экскурсии с детьми в парк , по улицам города - Консультация «Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью » - Конкурс рисунков «Мой любимый воспитатель» -Организация выставок детских творческих работ -Конкурс поделок «Осенние фантазии» -Акция «Спаси дерево» (сбор макулатуры) |
- этап - Итоговый
- Анализ результатов проведенной работы.
- Изучение уровня представления детей о , наличие интереса к данной теме после реализации проекта.
- Оформление проекта для публикации на сайте ДОО
- Систематизация материала, собранного по теме.