Дата публикации: 23.11.2023
Авторы: Чернявская Инна Вячеславовна,
Ворожбянова Татьяна Петровна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка -Детский сад №10»
Алексеевского городского округа
г. Алексеевка, Белгородская область
Капризы детей в возрасте 1,5-3,5 лет нередко обуславливаются кризисом возрастного развития. Психологи сегодня доказали, что при отсутствии нервно-психологических проблем у ребенка главная проблема капризов выражается в неправильной реакции со стороны родителей на подобные негативные поведенческие проявления детей [2, с. 43]. Родителям проще уступить ребенку, чем разобраться в истинных причинах такого поведения, при этом они не задумываются о последствиях и дальнейших трудностях воспитания. Капризы ребенка обусловлены тем, что ему не хватает любви и понимания со стороны родителей, их внимания, а доносить до взрослых свои желания и просьбы в иной форме он не умеет [5, с. 16].
В МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №10» Алексеевского городского округа в качестве условия, способствующего преодолению детских капризов, является: развитие понимания родителями потребностей и эмоций детей раннего дошкольного возраста.
С целью реализации данного условия на базе детского сада организуются и проводятся просветительские мероприятия для родителей. Данные мероприятия включали в себя знакомство с информацией о детских капризах, их особенностях проявления, причинах возникновения и способах преодоления и комплекс практических упражнений, выполнение которых позволит приобрести опыт понимания родителями потребностей и эмоций детей раннего возраста.
Комплекс просветительских мероприятий с родителями состоит из двух содержательных блоков, которые реализовываются параллельно:
1–й блок – информационно-теоретический. Реализуется через организацию открытых лекций для родителей о детских капризах, а также предполагал разработку печатных материалов для родителей, аккумулирующих основные идеи лекции, представленных в форме памяток и методических рекомендации по преодолению детских капризов.
Примеры предложенных тематик лекций: «Возрастная периодизация детей раннего возраста», «Кризис трех лет и пути выхода из него», «Причины детских капризов и как вести себя родителям» и др. Эти лекции проводились педагогическим составом детского сада: воспитателями, педагогом-психологом, тьютором, старшим воспитателем.
Для работы с родителями использовалась форма бинарной лекции или лекцию вдвоем, т.е. лекцию вели два специалиста детского сада. Именно эта форма лекции наиболее полно соответствовала разработанному содержательному наполнению, подчеркивая неоднозначность и проблемность представляемой информации, в естественном диалоге двух специалистов.
К некоторым лекциям был подготовлен дополнительный методический материал в виде памяток и методических рекомендаций. К темам «Кризис трех лет и пути выхода из него» и «Причины детских капризов» были разработаны памятки, содержащие ответ на вопрос «Как проявляется кризис?» и «Как понять причину капризов?». Памятка включает правила общения с ребенком в период кризиса, дополнена иллюстрациями и схемами, отражающие особенности протекания кризиса трех лет, описаны возможные причины детских капризов и представлены рекомендации к действию при возникновении у ребенка капризов.
К лекциям «Профилактика детских капризов», «Преодоление детских капризов», «Способы реагирования на детские капризы» были разработаны методические рекомендации по преодолению капризов детей раннего возраста. Данные методические рекомендации оформлены в виде конкретных правил поведения в ситуации детских капризов.
2-й блок – практический был реализован через организацию тренинговых занятий с родителями, направленных на приобретение и обогащение опыта понимания потребностей и эмоций своих детей раннего возраста.
В рамках практического блока родителям было предложено посетить тренинг под общим названием «Привязанность как основа гармоничного развития личности ребенка». Основной целью тренингового комплекса занятий является развитие понимания родителями потребностей и эмоций детей раннего возраста.
Комплекс просветительских мероприятий с родителями был рассчитан на три месяца. Встречи с родителями проходили 2 раза в неделю. В начале недели реализовывался информационно-теоретический блок, в конце недели – практический. Такое содержательное распределение по дням недели было связано с возможностью апробации и закрепления родителями опыта понимания потребностей и эмоций своих детей в период предстоящих выходных дней, когда детско-родительское общение наиболее продолжительное и интенсивное.
Таким образом, реализация представленной модели работы позволила родителям расширить представления о причинах возникновения, особенностях проявления и способах преодоления детских капризов, приобрести и обогатить опыт понимания потребностей и эмоций своих детей, что повлекло за собой изменение поведения родителей в ситуации детских капризов и, как следствие, снижение их количества, продолжительности и остроты проявлений у детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завьялова Л.А., Чернигина Е.В., Михайлюк Т. С., Назарова Е.В., Яхимович И.В., Демчина Л.И. 2013. Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ. Опыт работы московской городской стажировочной площадки. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М. № 24. C. 40-49.
2. Каблукова, И.Г., Епрева, Е.Ю. Изучение уровня развития профессиональной компетентности педагога по обеспечению психолого-педагогической поддержки родителей в условиях дошкольной образовательной организации / И.Г. Каблукова, Е.Ю. Епрева // Современное психолого-педагогическое образование: материалы VII Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой. - Красноярск, 2018. – 484 с.
3. Клейникова, Т.П. Детский негативизм: признаки и причины его проявления // Н аучный диалог. - 2018. - №8 (20). - С.131-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskiy-negativizmpriznaki-i-prichiny-ego-proyavleniya (дата обращения: 14.03.2023).
4. Корнеева, Е.Н. Детские капризы / Е.Н. Корнева. – Екатеринбург., 2004. – 188 с.
5. Спок, Б. Ребенок и его воспитание / Б. Спок. – Минск, 2004. – 88 с.