0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 27.11.2023

Авторы: Кленова Вера Михайловна,
Пучеглазова Оксана Анатольевна
воспитатели
Кемеровская область
г. Новокузнецк
МК ДОУ «Детский сад № 225»

Статья посвящена вопросам обучения неговорящих детей с ОВЗ с помощью альтернативной коммуникации. Освещены проблемы, методы, средства обучения таких детей. В статье раскрываются этапы обучения неговорящих детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации.

 

Альтернативная коммуникация, коммуникативные связи, родительская компетентность.

 

    Речь играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения и организатором обучения. В случае если речь не может быть проводником языка, ребенку необходимо предоставить в распоряжение другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостатки устной речи. Жесты, символы, письменные слова облегчают понимание и выражение мыслей, поэтому ими пользуются люди во всем мире.

    Большинству дошкольников освоение процесса общения даётся легко, но существует немалая часть детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которые не способны использовать речь для полноценного общения. У них отмечается: интеллектуальная недостаточность, нарушения в познавательной деятельности, а также в мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной и моторно-двигательной сферах.

    Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям. Дома родители его понимают, но только стоит ребенку оказаться в другой среде, как сразу возникают трудности в общении.

    Дети, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружающих. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие ограничивает процесс общения, затрудняет расширение их социальных контактов.

Перед педагогами ДОУ встает сложный вопрос как наладить коммуникативные связи таких детей, как общаться с ними чтобы полноценно осуществлять воспитательно – образовательную деятельность. Исходя из возможностей и особенностей детей поиск привел к альтернативной коммуникации, так как, это самый оптимальный способ общения с ними.

Опираясь на опыт Лори А. Фрост и Энди Бонди, зарубежных педагогов – дефектологов, учителей – логопедов по использованию средств невербального общения, на основе карточек PECS мы разработали и адаптировали свой набор средств, с помощью которых дети по графическим изображениям могут общаться со сверстниками, со взрослыми, с родителями. С помощью этих карточек дети выражают свои желания, согласие или не согласие, просьбы, ответы, желания. Мы понимаем друг друга! А это самое главное и значимое для нас.

Параллельно ведется консультативно-рекомендательная работа: лекционно-просветительская, практические занятия для родителей, организация «круглых столов», родительских конференций, индивидуальные занятия с родителями и их ребенком, подгрупповые занятия. Данная работа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки при адаптации к состоянию ребенка и коррекции детско-родительских отношений, а также на усвоение родителями альтернативных средств коммуникации с ребенком, и их использование.

Специалисты ДОУ повышают родительскую компетентность в следующих вопросах:

  • выбор и применение методов альтернативной коммуникации в домашних условиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
  • формирование когнитивных навыков, развитие тонкой моторики и психических функций (внимания, мышления, памяти, восприятия), необходимых для овладения методами альтернативной коммуникации;
  • детско-родительские отношения и их влияние на коммуникативное развитие ребенка;
  • организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях, способствующей развитию навыков общения и стимуляции речевой активности, в том числе с применением разработанных наборов карточек.

Обучение неговорящих детей с ОВЗ средствам альтернативной коммуникации ведется поэтапно, но необходимо учитывать, что в обучении детей нет методов, которые могли бы гарантировать быстрый успех. Одним из главных плюсов обучения является стимулирование ребенка к активным действиям: поиску нужной карточки, привлечению внимания собеседника-партнера, обмену карточки на желаемый предмет.

На первом этапе обученияформирование поиска нужной карточки с изображённым предметом или действием для выражения своей просьбы. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, поэтому используется только один предмет и только одна карточка.

Второй этап - подача карточки своему собеседнику для того чтобы получить желаемый предмет.

После того, как ребёнок выучил, что с помощью карточек может получить то, что он хочет- переходим к третьему этапу.

Третий этап - из множества карточек учим его различать нужную карточку.  Ребёнок должен выбрать, ту, которая ему необходима, чтобы выразить свою просьбу.

Четвёртый этап обучения— это выбор между двумя желаемыми предметами.

Если ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и добавить ещё, то есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх, пяти предметов на карточках одну необходимую ему.

Окончательным этапом в обучении выбора различных карточек является овладение ребёнком навыка брать необходимую карточку.

В результате системного использования альтернативной коммуникации в образовательной деятельности у воспитанников сформировалось потребность в коммуникации, способность понимать обращённую речь, смысл доступных жестов и графических изображений (фотографий, рисунков, символов). Дети стали использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом, для передачи сообщений пользоваться доступными жестами, взглядом и мимикой; использовать графические изображения объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, у них появилась способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Таким образом, общение ребенка способами альтернативной коммуникации совокупно с социальной и медицинской помощью повышает его уровень социализации и улучшает качество жизни. Современная наука говорит нам о том, что необучаемых детей нет, просто у них имеются разные возможности для обучения. Проделанная нами работа облегчает повседневную жизнь ребёнку, позволяет в меньшей степени чувствовать себя не таким, как другие и больше управлять собственной жизнью.

Материал по Использованию альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ был представлен на:

-  Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготского – сертификат участника;

- победа на региональном этапе VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель- профессионал образовательной организации «Инклюзивное образование»

Литература

1.Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Е.И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – С.15-21.

2.Ананьева, И.Н. Говорящие картинки: метод. рекомендации и практический материал. Часть 1 / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015. - 132 с.

3.Ананьева, И.Н. Говорящие картинки: метод. рекомендации и практический материал. Часть 2 / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015. - 114 с.

4.Ананьева, И.Н. Средства поддерживающей коммуникации в системе работы логопеда: метод. пособие для работы с неговорящими дошкольниками / И.Н. Ананьева. - Самара: Изд-во Ольги Кузнецовой, 2015. - 44 с.

5.Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а так же расстройствами аутистического спектра / С. Течнер, Х. Мартинсен.-М.: Теревинф, 2014.- 432 с.

6.Фрост, Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек  (PECS) / Л. Фрост, Э. Бонди.- М.: Теревинф, 2011.- 416 с.