Дата публикации: 06.12.2023
Автор: Ващук Олеся Ивановна
воспитатель
НЧДОУ «Чудо-город», г.о. Подольск, Московская область
Цель: познакомить педагогов с дидактическим материалом «Палочки Кюизинера».
Из своего опыта хочу с вами поделиться таким интересным дидактическим материалом, как палочки Кюизинера. Работая с детьми старшего возраста, я часто провожу занятия с использованием цветных счётных палочек. Это не только математические занятия, но и занятия по конструированию, художественному творчеству и занятия для игровой деятельности детей.
Бельгийский учитель начальных классов Джорж Кюизинер (1891 – 1976) создал необычные цветные счётные палочки, обозначающие числа, помогающие понять свойства этих чисел, развивать у детей математические способности.
Использование цветных палочек помогает развивать у детей дошкольного возраста представление о числах, развивать математические представления. Играя с палочками Кюизинера, дети выполняют различные упражнения, применяя счёт и измерения. В такой игре детям проще и понятнее даётся представление о числе. Палочки Кюизинера предназначены для занятий с детьми с 3 до 9 лет.
Различный цвет палочек в процессе сравнения, приёмов приложения и наложения, а также на глаз помогает дошкольникам осознать элементарное представление о форме, цвете, величине, длине, ширине предметов, о геометрических фигурах, освоить сложение и вычитание, умножение и деление, удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное задание и внимательно и с интересом его выполнять.
На стадии знакомства с цветными палочками дети с ними играют, как с кубиками или с конструктором, выкладывая их по цвету (одинаковые, разные), по величине, по длине одного цвета и разного цвета, ставя на стол заборчиком, домиком, выкладывая дорогу, дом, различные геометрические фигуры, выкладывать по возрастанию числовой ряд от 1 до 10 “лесенкой” и в обратную сторону от 10 до 1.
На следующем этапе знакомства дети с интересом учатся выкладывать фигуры по схеме-картинке, стараясь выполнить точно, используя разные по цвету и величине палочки, просчитывая необходимое для задания количество палочек нужного цвета, определяя их местоположение согласно схеме-задания.
На этом этапе дети учатся таким понятиям, как «больше - меньше», «выше – ниже», «сколько – столько же», «поровну». На примере счётных палочек можно объяснять дошкольникам состав числа, например, что 3 больше 1 (палочка длиннее другой), что число 2 получается путём сложения 2 палочек по 1 см или состав числа 4 - сложить 2 палочки по 2 см (одинаковые по длине палочки) или 1 палочку по 1 см и 1 палочку 3 см (разные по длине).
Цветные палочки помогают осваивать измерительные умения. Путём сравнения дети наблюдают, что одна палочка выше или ниже другой, осваивает понятия “выше - ниже”, “одинаковые - разные”, учатся ориентироваться в пространстве, знакомясь с понятиями “справа-слева”, “внизу - вверху”, “над - под”, “за - перед”, “между”, “следующая за”.
Палочками Кюизинера можно работать не только при изучении математики, но и выкладывать буквы, мозайки, различные изображения на плоскости, что помогает развивать не только математические способности, но и фантазию, воображение, абстрактное и пространственное мышление, мелкую моторику, внимание, память.
Методика Кюизинера уникальная, универсальная, дополняет существующие методики.
Цветные палочки Кюизинера развивают логику детей, абстрактное мышление, они понятны. Для детей это игровой и понятный материал, с которым можно играть, придумывать различные фигуры, просчитывая количество, величину, сравнивать и конструировать.
Игры с палочками Кюизинера очень важны для умственного развития ребёнка.
Занятие с цветными палочками – это не скучное занятие, а полезное и развивающее математическое увлекательное развлечение, игра, интересная для дошкольников.
В процессе игры с палочками Кюизинера у детей развивается мелкая моторика, восприятие пространства, логика, мышление, речь, игровая деятельность, изобразительная, познавательно - исследовательская деятельность, также развиваются такие качества, как собранность, внимательность, приучение к порядку, дисциплине, усидчивости, выдержка, терпение, старательность, удовлетворение от полученного результата.
Используйте этот дидактический материал в своей работе и получайте положительные эмоции!