Дата публикации: 08.12.2023
Автор: Передрук Татьяна Владимировна
Старший воспитатель
МКДОУ – детский сад № 2
г. Татарск, Новосибирской обл.
В настоящее время о важности наставничества говорится в ряде
стратегических документов федерального уровня. Указом Президента Российской
Федерации учрежден знак отличия «За наставничество», а также 29.06.2023
Решением президиума РАО( осси йская акаде ия обра ова ия) была одобрена
Концепция развития наставничества в РФ. Это означает, что развитие
наставничества коснётся не только сферы, образования, но и науку, производство
военно-техническое оснащение.
Одним из четырех основных направлений развития системы образования в
соответствии с Национальным проектом «Образование» является подготовка и
повышение квалификации педагогических кадров, способных решать
поставленные задачи, используя современные методы и формы. Важная роль в
решении этой задачи отводится астав ичеству.
Наставничество сегодня —популярный тренд, и осознанная необходимость.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает
затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Современный ритм
жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого
отношения к работе, самоотдачи, а что уж говорить о студентах, которые
поступили в учебные заведения и пришли на практику в детский сад.
Система астав ичества применима для решения данной проблемы, с которой
сталкиваются студенты педагогического колледжа и молодые специалисты в новом
коллективе.
Использование системы наставничества в дошкольном образовательном
учреждении позволяет:
- олоды педагога быстро адаптироваться к работе в детском саду, придать
уверенности в собственных силах, убедиться в верности профессионального
выбора, научиться плодотворно, взаимодействовать со всеми участниками
педагогического процесса, проявить себя, получить мотивацию к дальнейшему
самообразованию.
- а педагогу астав ику позволяет передать свой педагогический опыт,
поделиться персональными приемами непосредственно с начинающим
специалистом, повысить свой профессиональный уровень в процессе
взаимообучения. Помогая молодым воспитателям наставники видят новые
перспективы в своей педагогической деятельности и конечно же, ощущают свой
вклад в профессиональный рост молодых педагогов..
В нашем детском саду разработана Программа развития на 2021-2025гг,
которая состоит из пяти направлений и реализуется она в рамках отдельных
проектов. Один из проектов «Педагог-мастер» , в котором решаются цели и
задачи по организации наставничества для профессионального становления
молодых специалистов. представле ые а экра е
Для реали ации да ого проекта в учреждении разработано положение о
наставничестве, согласованное на педагогическом совете и утвержденное
руководителем ДОУ.
В Положе ие о астав ичестве включе ы ра делы :
- цель наставничества
- задачи наставничества
- принципы обучения
- правила назначения наставника
- оценка деятельности наставника
- права и обязанности сторон
Цель и задачи показаны на слайде № 1
В нашей модели наставничества выделяются следующие формы :
«наставник-студент», «наставник - молодой педагог».
Каждая из указанных форм предполагает определенный круг задач с
использованием технологии наставничества.
1. Фор а астав ичества Настав ик-студе т
Студенты Татарского педагогического колледжа проходят педагогическую
практику на базе нашего учреждения. Данная форма наставничества является
подготовкой и развитием кадров. При реализации данной формы происходит
взаимодействие организаций МКДОУ- детского сада №2 и Татарского
педагогического колледжа, с целью получения студентами актуальных знаний и
навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной
реализации и трудоустройства, а мы получаем подготовленные и мотивированные
кадры.
2. Фор а астав ичества Настав ик - олодой педагог
В связи с появлением молодых специалистов в коллективе, наиболее активно
начали использовать педагоги нашего детского сада форму наставничества
«наставник- молодой педагог» с 2021г.
Старший воспитатель, воспитатель-наставник, закрепленные приказом
заведующего детского сада, совместно с молодыми педагогами проходят три
этапа.
Этапы работы с олоды специалисто
1 этап Выявление затруднений и планирование
Формы работы:
- Анкетирование;
- Собеседования;
- Посещение;
- Анализ затруднений, способов их решений.
Совместно с молодым специалистом определяются пути формирования
профессиональных компетенций:
- разработка программы собственного профессионального роста;
- освоения современных образовательных технологий;
- подготовка к первичному повышению квалификации.
2этап Сотрудничество
Этот этап - самый сложный и продолжительный:
- Осуществляется методическая работа по формированию профессиональных
компетенций молодого специалиста;
- Вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется
корректировка профессиональных умений.
Применяются формы повышения профессионального потенциала наставляемого:
- Встречи – беседы, консультации, презентации.
-Практикумы, мастер-классы, взаимопосещение деятельности.
- Участие в педсоветах, в обучающих вебинарах, семинарах.
- Курсы повышения квалификации.
Наставники учат молодых специалистов уделять особое внимание:
–на требования к организации работы с родителями ( законными представителями)
воспитанников;
– на требования к ведению рабочей документации;
– на формы и методы организации воспитанниками;
– на механизм использования дидактического, наглядного и других
материалов;
– на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования,
технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).
Не секрет, что в начале деятельности у молодых специалистов все хорошо,
они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя. Поэтому, наставнику,
при анализе их занятий необходимо говорить об ошибочных и неправильных
действиях молодого педагога, пробуждая у него критическое отношение к себе.
Беседуя с молодым специалистом, необходимо его научить правильно:
- ставить цель и задачи;
- анализировать деятельность педагога и воспитанников в ходе мероприятия;
- планировать свою деятельность.
3 этап контрольно - оценочный
Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и
саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение
новых педагогических методик, технологий, активное применение приёмов
работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желание повышать
своё образование.
Они самостоятельно составляют:
- Календарно-тематическое планирование;
- Диагностику обучающихся;
- « План профессионального роста педагога»;
- Оформляют портфолио педагога;
- Занимаются оформлением документации и отчета о проделанной работе
Нови а аше опыта заключается в комплексном подходе к преодолению
возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности
в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным
вопросам, формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему
самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример
и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Таким образом, хочется отметить, что 100 % начинающих педагогов успешно
прошли адаптацию в ДОУ.
Максимальная творческая самореализация выражается в участии молодых
педагогов в конкурсах различного уровня, проектах на муниципальном и
областном уровне.
Все молодые специалисты закрепились на рабочих местах.