0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 09.12.2023

Автор: Двинянинова Татьяна Александровна
преподаватель
МБОУДО «Лугоболотная детская школа искусств»
п. Юбилейный Оричевского района Кировской области

 

К вопросу об использовании мультимедиа для формирования

у детей 6–7 лет представлений о духовых музыкальных инструментах

 

Аннотация

В данной статье рассматривается возможность использования мультимедиа для формирования у старших дошкольников представлений о духовых музыкальных инструментах.

Ключевые слова:

Мультимедиа, старшие дошкольники, духовые музыкальные инструменты, дошкольное образование, музыкальная работа с дошкольниками.

В эстетическом воспитании детей дошкольного возраста особое место отводится музыкальной работе с детьми, так как приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и в целом художественно-эстетического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и программы дошкольных учреждений раскрывают содержание музыкальной работы с детьми дошкольного возраста, одним из разделов которого является формирование представлений о духовых музыкальных инструментах [1].

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста, особая роль отводится работе по формированию представлений о духовых музыкальных инструментах. Эта работа важна, так как музыкальные инструменты вызывают у детей большой интерес, вовлекают ребенка в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей [2].

Ознакомление дошкольников с духовыми музыкальными инструментами является синтезом различных видов музыкальной деятельности детей. Поэтому важно при формировании представлений о духовых музыкальных инструментах использовать все доступные средства музыкального воспитания и образования детей.

Проанализировав исследования Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой по содержанию музыкальной работы с детьми дошкольного возраста, мы выявили направления работы по формированию представлений о духовых музыкальных инструментах у детей старшего дошкольного возраста:

1. Название духовых музыкальных инструментов.

2. История появления духовых музыкальных инструментов.

3. Характер звучания духовых музыкальных инструментов.

4. Строение духовых музыкальных инструментов.

5. Правила пользования духовыми музыкальными инструментами и их хранение.

6. Приемы игры на духовых музыкальных инструментах.

Средства и методы работы по формированию представленийо духовых музыкальных инструментах разнообразны. Одним из наиболее популярных средств работы с детьми старшего дошкольного возраста является – мультимедиа.

Мультимедиа – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью звука и изображения, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В работе с детьми старшего дошкольного возраста мультимедиа можно использовать на различных этапах работы: как средство наглядности в образовательной деятельности при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), оценка индивидуального развития (тесты).

Использование мультимедиа позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. Под влиянием мультимедиа активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

Анализируя опыт использования мультимедиа в детском саду можно сказать, что данные технологии превращают занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом [3, с. 106].

При формировании у старших дошкольников представлений о духовых музыкальных инструментах можно использовать такие средства мультимедиа как: видео, аудио, графические изображения, 3D модели, анимация. В данном возрасте возможно детям давать представления о следующих духовых музыкальных инструментах: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, тромбон, труба, туба. Рассмотрим содержание занятия с детьми 6–7 лет по формированию у них представлений об одном из духовых музыкальных инструментах с использованием мультимедиа.

Тема: «Валторна»

Цель: Формирование представлений у детей 6–7 лет о медном духовом музыкальном инструменте валторне.

Ход занятия:

Дети сидят перед педагогом.

Педагог: «Здравствуйте ребята».

Дети: «Здравствуйте».

П: «Сегодня я хочу познакомить вас с духовыми музыкальными инструментами, но для начала давайте вспомним, что такое музыкальные инструменты?»

Д: «То, на чем играет музыка»; «Инструменты для звучания музыки»; «Предметы для музыки».

П: «Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых извлекаются музыкальные звуки. Какие группы музыкальных инструментов мы знаем? Посмотрите на экран».

На экран выводится изображение музыкальных инструментов

Рисунок 1 – Изображение музыкальных инструментов

Д: «Клавишные, струнные».

П: «Хорошо. Сегодня я хочу рассказать вам о новой семье музыкальных инструментов – группе духовых музыкальных инструментов. Вы знаете, что это за инструменты? Давайте посмотрим на экран».

На экран выводится изображение духовых музыкальных инструментов

Рисунок 2 – Изображение духовых музыкальных инструментов

П: «Посмотрите, пожалуйста, Вам знаком какой-нибудь из этих музыкальных инструментов?»

Д: «Дудочка; Труба».

П: «Послушайте, пожалуйста, стихотворение»:

«Люди дуют в инструменты,

Звуки льются, как живые.

Мы такие инструменты

Называем духовыми»

(Р. Алдонина)

«Как вы думайте, что объединяет все эти музыкальные инструменты?»

Д: «В них дуют».

П: «Правильно. Духовые музыкальные инструменты – это музыкальные инструменты, источником звука, в которых, является колеблющийся столб воздуха, находящийся в трубке инструмента. Одни из них изготавливаются из дерева, другие – из металла. Отсюда и название этих музыкальных инструментов: медные духовые и деревянные духовые. Посмотрите, пожалуйста, на экран».

На экран выводится анимация

Рисунок 3 – Анимация изображения медных духовых инструментов

Рисунок 4 – Анимация изображения деревянных духовых инструментов

П: «Давайте рассмотрим группу медных духовых инструментов, в которую входят валторна, труба, тромбон, туба и др. А в группу деревянных духовых инструментов относят флейту, гобой, кларнет, фагот и др. Сегодня мы с вами познакомимся с одним интересным, необычным медным духовым музыкальным инструментом – валторной. Мы узнаем историю ее появления, как устроен инструмент, посмотрим, как валторна выглядит, и послушаем ее звучание. Посмотрите на экран».

На экран выводиться картинка с изображением валторны

Рисунок 5 – Изображение валторны

П: «С немецкого языка слово «Валторна» переводится как «Лесной рог». Она представляет собой духовой музыкальный инструмент, изготовленный из меди. Внешне валторна выглядит как свернутая металлическая труба с мундштуком, заканчивающаяся широким раструбом. На что похожа валторна?»

Д: «На улитку».

П: «Правильно, посмотрите, она круглая и скрученная, прямо как улитка. Предшественником валторны можно считать рог, который изготавливали из бронзы и использовали как сигнальный инструмент. Представьте себе средневековую королевскую охоту, со сворой собак, лошадьми и, конечно же, специальными охотничьими сигнальными рогами».

На экран выводится картинка охотничьего рога

Рисунок 6 – Изображение охотничьего рога

П: «Для того чтобы звук был сильнее и громче, эти инструменты совершенствовали и делали длиннее. Со временем они достигли таких размеров, что было невозможно играть, не говоря уже о передвижении с ними. Поэтому мастерам пришла в голову идея свернуть инструмент в несколько витков. Так, собственно, и возникла современная валторна. Если ее распрямить, то получится труба длиною около пяти метров.

Голос валторны один из самых красивых в оркестре: он способен меняться от грубого и напористого, до светлого и певучего. Давайте прослушаем».

Прослушивается звучание валторны

П: «На что похоже звучание валторны?»

Д: «Она гудит»; «Валторна как будто призывает нас, чтобы мы прислушались»; «Звук валторны яркий и красивый, льется как песня».

П: «Звук валторны очень мощный, и когда играет валторновая группа в полном составе, то она пронзает звучанием весь симфонический оркестр. Давайте послушаем, как валторна звучит в сочетании с другими музыкальными инструментами».

Прослушивается музыкальный фрагмент (П. И. Чайковский «Вальс цветов», из балета «Щелкунчик»)

П: «Звук в валторне извлекается путем вибрации губ в чашке мундштука, а затем преобразуется колебаниями воздушного столба в инструменте. А сейчас мы с вами узнаем, как играют на валторне. Давайте посмотрим на экран».

Просмотр отрывка развивающего мультфильма «Видеть музыку» [4]

П: «Ребята, сейчас попробуем изобразить игру на валторне. Представим, что мы взяли валторну в руки. Правую руку помещаем в раструб инструмента, левую руку – на клапаны, а губами прислоняемся к мундштуку и дуем, изображая голосом звучание валторны».

Дети изображают приемы игры на валторне

П: «Как и у любого музыкального инструмента, у валторны есть правила хранения и пользования».

Просмотр отрывка развивающего мультфильма «Видеть музыку» [4]

П: «Какие правила хранения и пользования валторны мы увидели в мультфильме?»

Д: «Не бросать»; «Хранить в специальном чемодане»; «Протирать и чистить»; «Не хранить в сыром помещении».

П: «Молодцы, мы сегодня с вами узнали столько нового, давайте подведем итоги в форме мини-викторины. Слушайте внимательно вопросы и отвечайте».

1. «Почему духовые инструменты называются духовыми? »

Д: «Потому что звук появляется в инструменте с помощью колеблющегося столба воздуха»; «Воздух находится в трубке инструмента».

2. «Какие виды духовых музыкальных инструментов вы узнали?»

Д: «Медные и духовые».

3. «К каким музыкальным инструментам относится валторна?»

Д: «К медным духовым музыкальным инструментам».

4. «Как выглядит валторна?»

Д: «Это свернутая металлическая труба, которая заканчивается раструбом»; «У валторны есть мундштук».

5. «Кто считается прообразом валторны?»

Д: «Охотничий рог».

6. «Какое звучание у валторны?»

Д: «Валторна звучит ярко, красиво, мощно».

7. «Какой прием игры на валторне мы используем?»

Д: «Правую руку надо поместить в раструб инструмента»; «Левую руку поставить на клапаны и губами прислонится к мундштуку».

П: «Хорошо. Молодцы ребята, вы справились с заданием. А вам понравилось занятие?»

Д: «Да».

Данное занятие, является одним из примеров возможности использования мультимедиа для формирования у старших дошкольников представлений о духовых музыкальных инструментах. В ходе работы по формированию у старших дошкольников представлений о духовых музыкальных инструментах возможно использовать разнообразные мультимедиа, например картинки для рассматривания внешнего вида музыкального инструмента, прослушивание музыкальных фрагментов для ознакомления со звучанием музыкальных инструментов, просмотр видео для ознакомления с историей музыкальных инструментов или способов игры, 3D анимации для ознакомления с правилами. Таким образом, мультимедиа является одним из эффективных способов формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста духовых музыкальных инструментах.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Осин А.В. Мультимедиа в оброзовании: контекст информатизации. – М.: Агенство «Издат.Сервис», 2004. – 319 с.

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр: [Классификация игр и метод. рекомендации по их использованию с целью воспитания и развития дошкольников] // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 53-57.

4. Развивающий мультфильм для детей «Видеть музыку» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=TuuVHOmM1Zc.

©Т.А. Двинянинова, 2023г.