Дата публикации: 10.12.2023
Автор: Нямуков Вячеслав Анатольевич
Учитель музыки
МБОУ СОШ №9 город Бирск Республика Башкортостан
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки – это постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы воспитывать, необходимо создавать на уроках атмосферу увлечённости, заинтересованности; словом, музыка должна завоёвывать души детей. Урок музыки внутренне родственен театральному спектаклю: учитель выступает в роли режиссёра, а дети – актёры. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребёнка есть способности и таланты.
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения. Творческий замысел учителя реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей.
В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств.
Таким образом, в концепцию урока заложены следующие составные:
- изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение,
- художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока,
- психология учебно-музыкального процесса,
- эмоционально-познавательные возможности,
- музыкальные способности обучающихся;
- творческие и исполнительские задатки обучающихся;
- искусство педагогического перевоплощения.
Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия. Ярко, образно исполнять музыкальные произведения.
Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчество учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся.
Естественно, что их творческая деятельность не может проявиться сразу же в полном объеме, но учитель постепенно, шаг за шагом приобщает ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок, воспринимаемых явлений, пробуждает инициативу и творческую фантазию. Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идей, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, богатства художественных ассоциаций, образности мышления. Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.
Для того, чтобы творческие проявления обучающихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо подбирать дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения обучающихся с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;
- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности;
- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);
- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.
Для многих специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы» заключается в самом его названии. Конечно, в музыкальной школе преподается более глубоко и разносторонне (сольфеджио, музыкальная литература, элементарная теория, хор – для этих предметов отведены специальные уроки). Одно только занятие специальным инструментом говорит само за себя. Но затрагивает ли такое различие сущность специфики профессии? Ведь в наше время повсеместно появляются школы с углубленным изучением музыки. И профессионал, и учитель массовой школы учит детей одному и тому же – музыке.
Думается, что различие в содержании профессионального музыкального образования и массового не является существенным для специфики профессии «учитель музыки общеобразовательной школы», а значит, это не сама специфика, а только одна из отличительных черт профессии – не более.
Однако в научно-теоретической литературе существует и другая позиция, благодаря которой на долгие годы в массовом музыкальном образовании утвердился подход к преподаванию музыки как школьного предмета. Суть такова: музыка преподается в школе, значит это – школьный предмет, который должен преподаваться так же, как все школьные
предметы – на принципах общей дидактики. Правда, что музыка в системе школьных наук в свою очередь имеет специфику – это не естественнонаучный предмет, а искусство, т.е. школьный предмет эстетического цикла.
Как становится ясно в настоящее время, такое
понимание преподавания музыки в школе привело к негативным последствиям, которые не изжиты и по сей день. Дело, прежде всего в том, что основным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса, протекающего на общедидактических принципах, является успешное овладение учащимися определенным комплексом знаний, умений и навыков. При таком подходе и цель музыкального образования, и его содержание, и методика как средство его реализации были подчинены главному – обеспечить формирование разного уровня знаний, умений и навыков, которые, в свою очередь, были достаточно строго определены для каждого возраста и класса.
Моделью такого преподавания музыки в школе послужила система профессионального образования, что, в принципе, естественно и логично. Однако, исключительно малое количество часов, отводимых предмету «Музыка» (в подавляющем большинстве школ это один час в неделю), с другой стороны, а так же преимущественно коллективная форма занятий о том, что программа профессиональных музыкальных школ была внедрена в массовую школу в усеченном варианте. Сам учитель превратился поистине в универсального педагога: он должен (за один урок!) успеть научить детей элементарной музыкальной грамоте, привить навыки слушания музыки, осуществить ритмическое воспитание, дать сведения о произведениях и их авторах (биографии), выучить с детьми песенный репертуар, провести с ними анализ музыкальных произведений.
Может быть, именно в этой универсальности и есть специфика профессии «учитель музыки общеобразовательной школы»? Учитель музыки учит школьников искусству управления собственным восприятием в процессе познания музыки. Поэтому умения и навыки культурного слушания музыки не имеют дидактического содержания. Будучи диалектическим единством рационального и эмоционально-образного мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем». Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки общеобразовательной школы, занимаясь с ними содержательным анализом инструментальных произведений. Активизации познавательных интересов учащихся способствует также созданию учителем определенного эмоционального настроя в процессе занятий, пробуждение у школьников узнавать новое, преодолеть затруднения.
Урок — основная форма музыкального образования. В школе он никогда не потеряет своего значения. Есть программы, методическая литература, полезные рекомендации о том, как интересно проводить урок для учеников. Но все же процесс создания урока — это дело для каждого учителя по сути авторское. Основываясь на собственном опыте, считаю, что самое трудное, но и увлекательное — подготовить такой урок, чтобы он вписался в музыкальную современность, учитывал нынешнее состояние культурной среды, особенности восприятия наших учеников, музыкальной жизни в целом. Огромное значение имеют обобщающие уроки, которые становятся своего рода небольшим экзаменом для учителя (какие способности он смог раскрыть у учащихся, какой творческий потенциал выявлен, сформировался ли интерес к музыке и учению?) На подобных уроках используются различные формы, методы и приёмы обучения. Это уроки концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины. Музыкальный материал включает самое яркое, значимое, полюбившиеся детям во всех видах деятельности. В комбинированных уроках-путешествиях, уроках-играх по Музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждение учеников по различным номинациям, например: знаток музыки, танцор, певец, импровизатор. Награждение является чрезвычайно важным элементом.
Это великий стимул ученику и утверждение веры в то, что он обладает огромным количеством талантов. От фантазии и изобретательности учителя и ученика зависит динамика урока, его насыщенность. Ответы учеников при опросе могут определять настрой классного коллектива, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. При этом учитывается психологическая нагрузка на класс, чтобы создавались благополучные условия проведения урока. Оптимальный подбор отвечающих является важным средством активизации деятельности остальных учащихся. Плохой ответ (или пение) тоже бывает «полезным», ведь на ошибках учимся. А хороший ответ, как показывает опыт, активизирует положительные эмоции класса. Используются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. На современном этапе существования общества задача музыкального развития и образования подрастающего поколения приобретает все большую
значимость.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, в подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение.
Обычно музыкальный уровень младших школьников довольно неровный. Одни дети уже умеют слушать музыку не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие даже не понимают, что значит специально слушать музыку, не представляют, что, значит, петь верно; некоторые дети учатся музыке дома, другие в детских дошкольных учреждениях. Таким образом, они уже имеет общие представления о музыкальной грамоте, одни учащиеся уже любят музыку, другие равнодушны к ней, так как росли до этого в неблагополучных условиях (родители и окружающие пренебрежительно относятся к музыке). Естественно, что вследствие этих особенностей и возможности музыкального развития первоклассников на уроках не одинаковы. Но все же можно отметить и некоторые общие черты характерные для данного возраста:
в области восприятия музыки возможности детей довольно широки: им доступны основные жанры, названные Д. Б. Кабалевским «тремя китами» в музыке - марш, танец, песня; доступна музыка иллюстрированного характера. Однако, из-за незначительного объема произвольного внимания у детей начальных классов произведения, предназначенные для слушания, должны быть небольшими, заключать в себя яркий образ, который учитель раскрывает в его выразительном, а не иллюстрированном значении как музыкальный образ, имеющий свой смысл, свое содержание;
в области пения возможности детей в начале занятий в значительной мере определены предыдущей музыкальной подготовкой. Следует специально отметить возможности учащихся начальной школы в области творчества. Специальные исследования и передовой опыт показывает, что дети младшего возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ; могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах. Уроки музыки - это уроки творчества. Дети любят фантазировать, придумывать что-то новое, необычное. Способности у учащихся разные, поэтому разнообразные формы работы позволяют учесть особенности каждого ребенка. Под термином «творчество» подразумевая «познавательно-поисковую художественную практику» детей, поскольку на каждом уроке они сами открывают что-то важное, ранее не известное им в мире искусства. Умение вслушиваться в музыку, вглядываться в картину, чувствовать слово – это и есть творческая работа души.
Применяя в своей работе такие творческие задания как «10 фактов из жизни и творчества композитора» или «История одной песни». Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её. Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития. Существенно повысить эффективность работы со школьниками, стимулировать творческое развитие учащихся позволило использование информационно-коммуникативных технологий. В своей деятельности информационные технологии использовать для создания мультимедийных презентаций, проведения компьютерных тестов, использования Интернет- ресурсов. Возможности технического оснащения кабинета (компьютер, проектор) дают возможность для исполнения песен – караоке. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости обучающихся – один из критериев успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика – это залог положительного отношения к учению. Основной принцип в моей работе «Дать каждому ребенку шанс проявить себя». Ситуация успеха становится фактором развития личности и рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности. Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, качество знаний по предмету. Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости. Исследовательские проекты, выполненные в рамках предмета «Музыка», помогают в развитии интереса у детей к получению музыкально-эстетических и гуманитарных знаний, активизации позитивной мотивации к учению и к исследовательской деятельности, усилению творческой активности учащихся.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод:
задача учителя развить у ребёнка музыкальность, то есть способность к интонационной деятельности, сущность которой состоит в музыкальном одухотворении звуковых представлений. Творческая сторона, формируемая в процессе творческой деятельности, которая всегда оставляет глубокий след в сознании человека, она во многом задаёт критерии оценки всей воспринимаемой музыки, активно формирует музыкальный вкус. Она обуславливает собой глубину, конкретность и яркость музыкальных представлений. Каким я вижу развивающее обучение на современном этапе? Конечно, по-прежнему, это деятельностный подход, наличие практических работ (хореография, пластика, пение по нотам, слушание, игры, сочинения музыки). Разнообразие форм - не для развлечения детей, а для изменения ракурса рассмотрения закономерности жизни, то есть необходимо углубление понимания. Стараться планировать деятельность детей, а не свою собственную. Весьма необходимым наличие в уроке идеи с выходом на эпоху, личность композитора, собственное "Я" ребёнка. Поэтому, чаще всего, в проектировании уроков традиционной направленности используется проблемно-поисковый метод, метод создания художественного контекста с выходом на жизненные ситуации. В нетрадиционных урочных формах использую сюжетно-ролевые игры (начальная школа); в среднем звене обращаемся к рецензии на песню, сочинению-обобщению по материалам урока.
Говорят, что основа музыкальности это способность эмоционально отзываться на музыку. Но чтобы можно было на музыку "отзываться", её надо сначала создать, вызвать почти что из небытия, "готовой" музыки нет в окружающем мире. Главное-способность человека превращать в музыку свой жизненный опыт, всё, чем полон его внешний и внутренний мир. Но и сама музыка, конечно, пробуждает у детей слуховое воображение. Извлечение звука с самого начала нельзя отрывать от содержания. Ребёнок может быть беден голосовыми данными, чтобы стать певцом, но он станет богачом в смысле восприятия музыки, если научиться слышать её бесконечное интонационное богатство и красоту. И потом, развитое слуховое воображение нужно не только для музыкальной деятельности, оно вызывает и регулирует речевое поведение человека.
Каждый урок музыки должен носить в себе печать неповторимой личности учителя. Творчески подойти к уроку – значит выявить и до конца раскрыть своё собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка. Знание каждого данного класса, умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждение в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышлений о ней – в этом заключается мастерство учителя. Б. М. Теплов утверждал следующее: «Мы не имеем таких знаний, которые позволили бы давать отрицательный диагноз о музыкальности ребенка до начала систематического и квалифицированного музыкального воспитания и обучения». В процессе использования музыкальных технологий на уроке музыке дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку.Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Литература
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
2. Арсенина Е.И. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концертымузыкальная игротека. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки М., 2014г.
4. Курушина Т.А. Музыка.1 – 6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009..
5. «Музыка: 1-8 классы». Программа, 4е издание. – М.: Просвещение, 2015
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – В кн.: Проблемы
индивидуальных различий. М., 2011