Дата публикации: 11.12.2023
Автор: Демина Ольга Сергеевна
Воспитатель
Г. Киселевск детский сад 7
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н. Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем». Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращения повседневной жизни в дидактический процесс. Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Таким образом, сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве), через дидактическую игру. Дидактические игры станут эффективным средством сенсорного развития детей первой младшей группы при соблюдении следующих условий: - Подбор дидактических игр и упражнений с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей раннего возраста. - Целенаправленного и систематического участия детей в дидактических играх. - Грамотная организация воспитателем восприятия и деятельности ребенка в ходе дидактической игры. Согласно методике организации и проведения дидактических игр в детском саду Л.А. Венгера, организация дидактических игр должна осуществляться в трех направлениях, а именно – в подготовке к проведению дидактической игры, ее проведении и анализе. Подготовка дидактической игры включает в себя: - отбор игры, которая будет соответствовать задачам воспитания и обучения, а именно: углублять и обобщать знания, развивать сенсорные способности, активизировать высшие психические процессы, такие как память, внимание, мышление, речь; - проведение в соответствие выбранной игры с теми программным требованиям воспитания и обучения детей, которые будут соответствовать определенной возрастной группе; - обозначение подходящего временного промежутка, подходящего проведению дидактической игры; - определение места проведения игры, чтобы дети могли играть, не причиняя неудобства другим детям. Возможно, это место можно выделить в групповой комнате; выбор подходящего количества игроков. Это может быть как вся группа, так и небольшие подгруппы; - подбор дидактического материала, необходимого для выбранной игры. Это могут быть игрушки, картинки или же природный материал; - изучение игры самим воспитателем, чтобы он мог изучить и осмыслить весь ход игры, определить свое место в игре и разработать методы руководства игрой; - ознакомление детей знаниями, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает в себя: - знакомство детей с содержанием, изучение дидактического материала, который предполагается использовать в игре; - разъяснение правил игры. При этом важно обращать внимание детей на четкое выполнение правил, чтобы дети понимали, что предписано, что запрещено и разрешено делать; - демонстрация игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия; - определение места воспитателя в процессе игры: кем он будет - игроком, болельщиком или судьей; - анализ итогов, который позволяет судить об эффективности игры. Каждой возрастной группе соответствуют свои особенные факторы проведения дидактических игр. Так, обучение детей раннего возраста дидактической игре происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. По мере усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае возникновения затруднений. Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что наиболее эффективная реализация сенсорного воспитания в раннем детстве вообще и формирование сенсорных эталонов в частности возможна при условии насыщения предметно-развивающей окружающей среды ребенка игровыми средствами. Кроме того, использование дидактических игр способствует сенсорному развитию детей раннего возраста.