0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 17.02.2024

Автор: Ефименко Л.И.
Педагог доп.образования
МБУ ДО ДДТ «Ермак»

    Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие личности.

     Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение.

    Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

    Знание видов и особенностей учебных занятий помогает сформировать потребность и умения правильно моделировать занятия, совершенствовать свои методические знания, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

    Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

    Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.

     Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

     Ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

    Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы.     Формы проведения учебных занятий в дополнительном образовании детей подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.

    Среди традиционных форм можно отметить:

  • Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
  • Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе, и их обсуждение;
  • Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.

    К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:

  • Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
  • Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
  • Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
  • Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

     Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д.  Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

     Так для  учащихся дошкольного и младшего школьного возраста  подойдут такие формы проведения учебного занятия, как:

  • беседа с игровыми элементами;
         сказка;
         сюжетно-ролевая игра;
         игра-путешествие;
         викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

 Для учащихся среднего школьного возраста: 

  • лекция;
         учебная игра, ролевая игра;
         защита творческого проекта;
         творческие конкурсы;
         КВН;
         тематические задания по подгруппам.

Для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция;
         пресс-конференция;
         практические занятия;
         семинар;
         тематическая дискуссия;
         защита творческой работы;
         деловая игра, ролевая игра;
         презентация

   Успех занятия в детском коллективе зависит и от выбора методов его организации.

 Рассмотрим виды методов:


Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) - способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий;


Словесные методы обучения - лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация.


Методы практической работы.


Метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка.


Исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия.


Методы проблемного обучения -  постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, терминов.


Проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности.


Метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, компьютерные.  Игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра.


Наглядный метод обучения - картины, рисунки, таблицы, схемы;

      Наряду с традиционными приёмами и методами обучения в системе дополнительного образования детей, существуют очень интересные интерактивные формы обучения.

      Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом.  Что же такое интерактивные педагогические технологии?  

     Понятие «интерактивность» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В отличие от активных методов, интерактивные позволяют организовать большее поле взаимодействия обучающегося,  в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний.   

     Итак, главными принципами интерактивного обучения являются: – диалогическое взаимодействие;

 – работа в малых группах на основе сотрудничества;

– активно-ролевая (игровая) деятельность.

В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей.

      Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи: учебно-познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.

      Анализ интерактивных педагогических технологий позволяет выделить такие формы и методы, как:

- дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики),

- технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),

- игровые – деловые (управленческие), ролевые,

- тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги развития интеллекта, креативного поведения).

     Интерактивные формы работы не универсальны, они не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и воспитания. Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.

     Гибкость в подборе нестандартных форм позволяет активизировать детей, превратить занятие в увлекательное путешествие в мир новых знаний и открытий. Сами обучающиеся выступают как активные участники творчески организованного пространства, где царит свобода, увлечённость, любознательность, дружба.