Дата публикации: 17.02.2024
Автор: Ефименко Л.И.
Педагог доп.образования
МБУ ДО ДДТ «Ермак»
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие личности.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое неформальное общение.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Знание видов и особенностей учебных занятий помогает сформировать потребность и умения правильно моделировать занятия, совершенствовать свои методические знания, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.
Ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.
Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы. Формы проведения учебных занятий в дополнительном образовании детей подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Среди традиционных форм можно отметить:
- Лекции – изложение преподавателем предметной информации;
- Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе, и их обсуждение;
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- Конференции – совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
- Экскурсии, научные экспедиции – поездки с ознакомительными и информационными задачами;
- Туристические походы – выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
- Обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести такие:
- Презентация – публичное представление определенной темы или предмета;
- Защита проекта – обоснование и представление проделанной работы;
- Круглый стол – неформальное обсуждение выбранной тематики;
- Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе;
- Ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.
Так для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста подойдут такие формы проведения учебного занятия, как:
- беседа с игровыми элементами;
сказка;
сюжетно-ролевая игра;
игра-путешествие;
викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
Для учащихся среднего школьного возраста:
- лекция;
учебная игра, ролевая игра;
защита творческого проекта;
творческие конкурсы;
КВН;
тематические задания по подгруппам.
Для учащихся старшего школьного возраста:
- проблемная лекция;
пресс-конференция;
практические занятия;
семинар;
тематическая дискуссия;
защита творческой работы;
деловая игра, ролевая игра;
презентация
Успех занятия в детском коллективе зависит и от выбора методов его организации.
Рассмотрим виды методов:
Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) - способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий;
Словесные методы обучения - лекция, объяснение, беседа, диалог, консультация.
Методы практической работы.
Метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка.
Исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия.
Методы проблемного обучения - постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, терминов.
Проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности.
Метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, компьютерные. Игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра.
Наглядный метод обучения - картины, рисунки, таблицы, схемы;
Наряду с традиционными приёмами и методами обучения в системе дополнительного образования детей, существуют очень интересные интерактивные формы обучения.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника, а также воспитанников друг с другом. Что же такое интерактивные педагогические технологии?
Понятие «интерактивность» означает способный взаимодействовать или находиться в режиме диалога. В отличие от активных методов, интерактивные позволяют организовать большее поле взаимодействия обучающегося, в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний.
Итак, главными принципами интерактивного обучения являются: – диалогическое взаимодействие;
– работа в малых группах на основе сотрудничества;
– активно-ролевая (игровая) деятельность.
В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей.
Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи: учебно-познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную.
Анализ интерактивных педагогических технологий позволяет выделить такие формы и методы, как:
- дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики),
- технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),
- игровые – деловые (управленческие), ролевые,
- тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги развития интеллекта, креативного поведения).
Интерактивные формы работы не универсальны, они не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и воспитания. Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.
Гибкость в подборе нестандартных форм позволяет активизировать детей, превратить занятие в увлекательное путешествие в мир новых знаний и открытий. Сами обучающиеся выступают как активные участники творчески организованного пространства, где царит свобода, увлечённость, любознательность, дружба.