Дата публикации: 09.03.2024
Автор: Лебединцева Виктория Леонидовна
воспитатель
ГБДОУ№32
В широком смысле адаптация –это процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке.
Начальный период в детском саду является для ребёнка 2-3 лет отрывом от семьи, помещением в изолированную детскую среду с незнакомыми взрослыми, с новыми требованиями, с новым режимом дня и питанием. Всё это для малыша неизвестно, а значит опасно. Изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям: капризам, страхам, отказом от еды, частым заболеваниям.
Существуют три степени тяжести прохождения периода адаптации:
1.Легкая адаптация - малыш активен, внешних изменений не наблюдается, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель. Ребёнок спокойно приходит в группу, увлекается игрушками, играми, вступает в контакт с воспитателями, может попросить о помощи. Дети с лёгкой степенью адаптации соблюдают установленные правила поведения, адекватно реагируют на замечания и одобрение, они умеют играть рядом с другими детьми и доброжелательны к ним.
2.Адаптация средней тяжести - в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойность сна. Этот период может длиться 20 - 40 дней. Настроение ребёнка со средней степенью адаптации неустойчиво: малыш часто плачет, проситься домой, зовёт маму. Наблюдаются трудности в установления контакта с другими детьми, такой ребёнок часто обращается за помощью к взрослым, просится на колени к воспитателю или помощнику воспитателя.
3.Тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются вредные привычки: ребёнок грызёт ногти, сосёт пальцы; может возникнуть дневной и ночной энурез.
Залогом успешной адаптации к условиям детского сада является тесный контакт родителей и воспитателей, желание сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга.
Характерные для периода адаптации вопросы родителей.
1.Почему воспитатель не рекомендует находиться со своим ребенком в группе?
Если мама ходит с ребенком по группе, он запоминает ее в этом помещении. И когда она уходит, сами стены группы каждый раз напоминают малышу, что мама была здесь, но «бросила» его. По этой же причине не рекомендуется сидеть в коридоре на глазах у ребенка.
2.Можно ли сразу оставить ребёнка на целый день в детском саду?
В такой ситуации происходит колоссальная психоэмоциональная нагрузка на малыша, ребёнок будет находиться в стрессе. Приучать ребенка к детскому саду необходимо постепенно. В первое время оставить ребенка в саду лишь на несколько часов, забирать до обеда. Постепенно увеличивать этот интервал. Затем, можно будет оставить малыша на обед и забрать перед тихим часом. И так постепенно, если не возникнет никаких осложнений, через 1-2 недели можно будет перейти на обычный режим.
3.Как правильно отдать ребенка в группу с утра?
Родителям важно понять, что долгие прощания, увещевания только распыляют малыша. Ребёнок осознает, как любит родителей, чувствует их вину и плачет сильнее от страха или упорства. Отметим, что период адаптации накладывается на кризис 3-х лет - периода вредности и упрямства, когда дети слезами и капризами пытаются получить свое. Главное, родителям - не корить себя и если мама чувствует тревогу, она может позвонить воспитателям и узнать, как дела у малыша.
4.Как заранее подготовить ребёнка к посещению детского сада?
Процесс адаптации к детскому саду очень сложен для малыша. И чтобы облегчить данный процесс, важно готовить его к посещению детского сада заранее.
Родителям необходимо приблизить свой домашний режим к режиму сада и соблюдать его и на выходных днях.
5. Что делать, если мой ребёнок привык, а другой утром плачет и кричит? Мой малыш может испугаться и будет отказываться идти в детский сад.
Бывают ситуации, когда малыш легко адаптируется, приходит в детский сад в хорошем настроении и тут приходит новичок и начинает безутешно плакать или кричать. Нужно объяснить, что новенький совсем недавно начал ходить в детский сад, ему нужна помощь: «Ведь ты уже взрослый, новичок нуждается в твоей поддержке, помоги ему!».
6. Что мне делать со своим состоянием тревоги?
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно ребёнку и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях. Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции.
Поступление ребёнка в детский сад - это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих.
Чтобы помочь себе, нужно:
- Быть уверенной, что посещение ребёнком детского сада действительно нужно семье: маме необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи, необходимо учиться или другое. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения её ребёнком детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно привыкнет к новым условиям. Ребёнок, реагируя на уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
- Принять, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание, поскольку адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы выдержать испытание, даже если слезы текут рекой. Плач ребёнка – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не надо бояться детского плача и не сердиться на ребенка за «нытье».
- В детском саду есть психолог, и этот специалист может помочь маме консультацией и рекомендациями.
- В группе детского сада есть мамы, переживающие те же чувства в период адаптации детей к новым условиям. Создание сообщества матерей, взаимная поддержка, тесный контакт с воспитателями - все эти формы поддержки помогут маме справиться с тревожностью.
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
В связи с этим работу с семьей мы строили в несколько этапов:
социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:
Анкетирование.
Рекомендации родителям.
Консультации.
Беседы.
Папки-передвижки.
Родительские собрания.
Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.
Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
За 2 месяца, до поступления новых малышей, было проведено родительское собрание. Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения.
Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей.
Нами разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей.
Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры – эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия.
Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой. Но, большую работу приходилось проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации: отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть. В этом случае советовали создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью.
ИСТОЧНИКИ
- Адаптация детей во второй младшей группе // Международный образовательный портал MAAM. RU URL: https://www.maam.ru/detskijsad/adaptacija-detei-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста/Ребенок в детском саду. – 2003. - №6.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
- Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188 с.
- Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 14–16.