0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 16.09.2024

Автор: Сягина Ирина Владимировна
преподаватель
Челябинская область город Сатка
МБОУ ДО «ДШИ №2 им.Г.А.Шкала»

    Работа преподавателя это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, всё особенно усложняется. Круг задач, стоящих перед преподавателем, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

     Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески  работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося творчески подходить к занятиям, преподаватель должен всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, развить слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Преподаватель должен слушать и слышать своего ученика, наблюдать и делать отбор.

    Дарование и мастерство музыканта – преподавателя проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого обучающегося, способствовать формированию его индивидуальности.

    Возьмем такой пример: все ученики знают, что надо играть точной аппликатурой. Но одного этого знания оказывается мало. Надо объяснить обучающемуся, что от аппликатуры зависит насколько полно, технически совершенно и точно передает он характер произведения. Начинать такую работу надо с более легкого, для данного обучающегося, материала. Можно попробовать дать для разбора нетрудный этюд на дом, предварительно на уроке разобрав аппликатуру другого подобного этюда. Затем, на следующем уроке, подробно разобрать продуманную и выученную учеником дома аппликатуру. Причем, отметить и достоинства, и недостатки этой работы. Такая схема, в принципе, подходит к любому произведению. Если обучающегося нацелить сразу на такой стиль работы, то он быстро поймет, что это наиболее короткий путь грамотного разбора и выучивания произведения наизусть. В дальнейшем, он сам не захочет усложнять работу переучиванием аппликатуры, и сразу будет творчески подходить к такой работе.   

     Необходимо создать в классе обстановку здорового соперничества и бережного отношения к личности обучающегося. Особенно ранимы менее способные ученики, поэтому в работе с ними надо соблюдать особый такт и ни в коем случае не допускать насмешек и упреков, относящихся или к их скромным данным. Это может выработать у ученика комплекс неполноценности, он замкнется, будет все время внутренне «зажат», что не даст возможности его роста и может привести к тому, что такой ученик бросит школу.

    Выступления малоспособных детей надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им веру в свои силы и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким учащимся надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться. У малоспособных детей существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают тройку, то настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Ну, например, нужно объяснить учащемуся, что хорошую, крепкую тройку тоже нужно заработать упорным трудом. И если преподаватель  доволен занятиями данного ученика, то тройка - это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше. Можно поощрять добросовестных учащихся, несколько завысив оценочный балл (это может быть даже полбалла).  Такая работа не только приносит пользу учащемуся, но и заставляет преподавателя более интенсивно совершенствовать свое мастерство. Преподавателю приходится быть более зорким, более чутким, стараться выбрать более короткий путь в достижении своей цели, искать самому такой путь, вырабатывать свои методы работы. Причем для каждого учащегося приходится искать путь отдельно.

    То, что для одного ребёнка подходит очень хорошо, для другого является неприемлемым. Если способный ученик и ученик со средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с малоспособным ребёнком  необходимо этим заниматься специально. Научить его ориентироваться в тональности, может быть, поучить с ним наизусть на уроке каждой рукой отдельно, пропеть мелодию, изучить ее, проанализировать тональный план.  Полезно, чтобы ученик  играл наизусть правой рукой, а педагог - левой, потом поменяться партиями. Это дает возможность ребёнку четко выполнить все задачи, играя одной рукой, но слышать всю фактуру. То есть «снять» пока, временно, контроль  за координацией рук. А потом, постепенно усложнить задачу.

     Даже при многократном проигрывании технически трудного места в медленном темпе, наполненным  звуком ученику необходимо следить за ровностью звучания, его наполненностью, хорошим ведением мелодической линии. Малоспособному ученику надо не только показать, но и убедить его, что и при такой узкотехнической задаче обязательно вслушивание в игру, придирчивое отношение к качеству звука, умение уловить все его неточности. Не позволять ученику играть с рассеянным вниманием. А для этого необходимо провести предварительную работу по концентрации внимания. Сначала - на небольшом мотиве, потом - на двух мотивах, предложении и т. д. В постепенности - залог успеха такой работы.

    Преподаватель  должен объяснять, какой вид движения оптимален для данного пассажа, для встретившихся трудностей. Учащийся должен знать, каким путем реализовать свое звуковое представление. Нужно помочь ему разобраться в строении пассажа, аппликатуре, показать на инструменте, как играть данный пассаж и обязательно добиться нужного результата на уроке. Но не следует показывать и разъяснять ученику  то, что он в состоянии сделать сам. Для активации слухового восприятия рекомендуется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая её интонационному и ритмическому характеру. Подтекстовка будит воображение детей, улучшая интонационное слышание. Она помогает охватить целое предложение, довести до конца длинную мысль.  

    Неясные эмоции, которые вызвало произведение, не всегда могут быть выражены словами, какими - то сравнениями, эпитетами. Пусть предложения ученика незрелы, субъективны и не всегда адекватны содержанию произведения, тем не менее, они дороги преподавателю: ему остается лишь развить, углубить, может быть незаметно, по-иному осветить образ, возникший в представлении ученика и опираться на него в дальнейшей работе над произведением.        Чрезвычайно важно научить любить хороший звук - полный, мягкий, сочный, стараться привить потребность в таком звучании.

    Как правило, у малоспособных учащихся нет умения  пользоваться  возможностями баяна и собственными руками. Это умение достигается путем показа, объяснений, работы на уроках (а часто и на дополнительных уроках), внимательных домашних занятиях. Научить ученика опустить пальцы и руку в клавиши, хорошо почувствовать клавиатуру, как бы преодолевая ее сопротивление, прислушиваться к тому, как звучит инструмент. И вся работа, в конечном счёте, сводится решительно к одному, как говорил К. Игумнов: «Внимательно себя слушать!». Не стоит откладывать выучивание на память до того момента, когда будет сделана вся «отделка», ибо запоздалое выучивание на память приводит к тому, что всю отделку приходится делать заново.

    Даже при наличии хорошей способности  естественному запоминанию нужно производить сознательное закрепление запоминания, волевое усилие. Работа по нотному тексту обязательна для всего хода освоения пьесы, чтобы не произошло засорение игры разного рода неточностями, а потом и грубыми ошибками. Этап работы над пьесой можно считать пройденным, если ученик может сыграть с первого раза. С небольшим лишь предварительным обдумыванием сыграть пьесу гладко, выразительно, цельно.

    Заключительный этап работы над пьесой состоит из следующих задач: Умение играть пьесу совершенно уверенно, убеждённо; умение играть в любой обстановке, перед любыми слушателями. На заключительном этапе продолжает играть громадную роль замедленная «мысленная» игра, медленное проигрывание по нотам. Настоящее полноценное исполнение достигается лишь на третьем, четвёртом выступлении. Для того, чтобы ученик правильно строил свои домашние занятия, необходимо чтобы последовательность работы на самом уроке была образцом для этого. Полезно заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, без преподавателя. Преподаватель в этом случае лишь время от времени вмешивается в работу ученика. Чтобы внести те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок. Общие установки и привычки необходимы при любом содержании работы, особенно самостоятельной.

    Мастерство музыканта - педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого ребёнка, способствовать формированию его индивидуальности. Этому может способствовать атмосфера творчества, взаимопонимания, доброжелательности, которую необходимо создать у себя в классе.

Список литературы

  1. Акимов Ю.Т. Прогрессивная школа игры на баяне [Ноты]: часть 2 /Ю.Т.Акимов; ред. П. Лондонов. - М.: Сов. композитор, 1974. – 119 с.
  2. Бардин Р.К. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре: начальный курс /Р.К. Бардин. - М., Сов.композитор, 1978. – 78 с.
  3. Вопросы музыкальной педагогики: сборники статей. Вып. 6 /Ред. М.И. Хлопов. - М., Музыка, 1985. – 57 с.
  4. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика /В.В. Крюкова. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 89 с.
  5. Липс Ф. Главное - в наш  жанр пришли крупные композиторы / Ф. Липс. – М., Музыкальная академия, №3, 2000. – 81 с.
  6. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне / Ф.Р. Липс. - М., Музыка, – 35 с.
  7. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне [Ноты]: А.Онегин. – М.: Музыка, 1976. – 182 с.
  8. Чапкий С.Г. Школа игры на выборном баяне [Ноты]: Чапкий С.Г; ред. Ю.С. Щуровский.– Киев.: Музична Украина, 1978. – 173 с.