0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 08.11.2024

Автор: Новоселова Ирина Владимировна
методист
МБОУ ДО «Городской центр детского
(юношеского) технического творчества города Кемерово»

Что такое «безопасный образ жизни»? В чём суть «безопасного образа жизни»?

         Прежде чем приступить к формированию у человека чего-либо, следует дать определение этому процессу. Ключевым словом в словосочетании «безопасный образ жизни» является слово «образ». Образ, согласно философскому словарю, есть результат отражения объекта, внешнего мира в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Исходя из логики рассуждения, «образ жизни» – в философском понимании – результат представления жизни.

         Однако традиционно под «образом жизни» понимают нечто другое:

  • системную и нормированную совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования;
  • систему устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившуюся в процессе жизни;
  • устойчивую совокупность всего того своеобразно-отличительного, типичного, что присуще жизнедеятельности именно данной конкретной личности, группы и общества;

Для того чтобы минимизировать различия в подходах к определению «образа жизни», необходимо представить его в широком (социально-философском) и узком (в отношении человека, личности) понимании.

         В широком смысле «безопасный образ жизни» – сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.

         В узком смысле «безопасный образ жизни» человека – это  основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений и обеспечивает сохранение жизни.

         Кроме индивидуального образа жизни, существует групповой уровень образа жизни, который включает в себя сумму наиболее типичных форм жизнедеятельности составляющих её индивидов и форм жизнедеятельности группы как целостности. Образ жизни социальной системы определяет структуру образа жизни личности, которая входит в эту социальную группу.

         Ответ на вопрос: «Что такое «безопасный образ жизни?» – очень важен, так как влияет на методику проведения занятий, и, конечно же, на формирование установок, ценностей, убеждений, норм, навыков, и в итоге – культуру безопасности. Систематизация научных исследований в направлении формирования у учащихся культуры безопасности  показала, что в настоящее время существуют разные подходы к пониманию того, что такое культура безопасности и как её формировать.

         Пребывание в безопасности – одна из важнейших потребностей человека. К сожалению, в современном мире и уже ставшие взрослыми молодые люди зачастую распознают угрозу только после того, как опасное событие уже случилось. Главная причина этого -  отсутствие культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).

         Понятие «культура безопасной жизнедеятельности» включает три составляющие. Это: культура, безопасность, жизнедеятельность.

         Культура – это уровень, состояние и процесс достижений человека и всего человечества в духовной, научной, производственной, художественной и других областях жизни и деятельности людей, в том числе и в области обеспечения безопасности.

         Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

         Жизнедеятельность – это существование отдельного человека, социальных групп, общества.

         Таким образом: культура безопасности жизнедеятельности – это совокупность мировоззренческих взглядов и убеждений, личностных и профессиональных качеств человека, коллектива, социальных групп, общества, характеризующих позитивное отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности и активную работу по снижению уровня опасностей.

         Объектами воспитания культуры безопасности жизнедеятельности являются:

  • отдельные люди;
  • коллективы;
  • социальные группы;
  • общество.

Главным объектом воспитания культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня является человек (личность). Бесспорно, что безопасность поведения коллективов, социальных групп, общества в целом в существенной степени зависит от качеств и свойств составляющих их людей.

В процессе воспитания у подрастающих поколений и других категорий граждан культуры безопасности жизнедеятельности надо выявлять, какое место в системе ценностей и идеалов личности занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды. На успешное воспитание культуры безопасности жизнедеятельности влияет глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных чрезвычайных ситуаций, развитие умений и навыков безопасного поведения в различных условиях.

При формировании культуры безопасности жизнедеятельности важно учитывать факторы качества личности: темперамент, черты характера, воля, эмоциональная сфера, способности и т.д.

Кроме того, известно, что успех любой деятельности зависит от мотивации, стремления, желания осуществить деятельность и достигать высоких результатов. Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Современный человек живёт в мире природных, техногенных социальных и иных опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. Не проходит и дня, чтобы не было сообщений об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, террористическом акте или криминальном происшествии. По мнению специалистов одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень образования в области безопасности жизнедеятельности. Ведь люди поступают так, как они были воспитаны и научены, в полном соответствии с теми мировоззренческими и нравственными ориентирами, которые усвоили еще в юные годы.

Сформулированное выше понятие культуры безопасности жизнедеятельности очень широкое со многими составляющими. Важнейшими из них являются:

  • знание и соблюдение правил и норм здорового образа жизни;
  • отказ от вредных привычек;
  • знание и соблюдение основных правил безопасности;
  • умение предвидеть опасность;
  • по возможности избегать опасности;
  • правильно действовать в сложившейся ситуации, если избежать опасности не удалось;
  • знания о видах и особенностях опасных (экстремальных) ситуаций;
  • знания о чрезвычайных ситуациях: их виды, признаки и причины возникновения, поражающие факторы, способы их предупреждения;
  • умение оказать первую медицинскую помощь себе и другим людям, пострадавшим в опасной или чрезвычайной ситуации;
  • знание основных нормативно-правовых актов, касающихся обороны страны и прохождения военной службы;
  • умение уменьшать ущерб от ЧС и ликвидировать их последствия;
  • умение планировать и осуществлять мероприятия по защите населения от ЧС.

В системе образования решающая роль в воспитании у подрастающего поколения культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит руководителям образовательных учреждений.