0+
Мы в вконтакте
Центр дистанционных мероприятий

Для работы на сайте вам необходимо авторизоваться

Войти

Регистрация



Дата публикации: 01.03.2019

Автор: Матвеенко Елена Анатольевна,
воспитатель,
МДОУ – детский сад №9 г. Котово

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, средство формирования социально-коммуникативной компетентности.
Формирование мотивационного компонента коммуникативной компетентности ребенка в театрализованной деятельности обусловлено уже самим социальным характером этой деятельности. Любой спектакль, постановка – это сложнейший механизм межличностных взаимодействий в системе «исполнитель – организаторы постановки – зрители».
Через участие в театрализованной деятельности дошкольник постепенно учится проявлять сопереживание, отзывчивость, способность разделять радость сверстника.
Эти чувства переходят в опыт собственных переживаний: социальные эмоции, проявляемые в игре во взаимодействии с партнерами, переходят из «пассива» в «актив» гуманных отношений с другими людьми
В развитии театрализованной деятельности использую следующие технологии: игровая технология создает мотивационные основы для формирования навыков и умений деятельности, является базисом для последующей учебной деятельности; упражнения на развитие речи, дыхания и голоса, которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка; пластические этюды и танцы способствуют тренировке и расслаблению детского организма, эмоциональной разрядке, снятию физического и нервного напряжения, развитию ритмичности и координации движений; ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни; сказкотерапия формирует ценностные представления необходимые ребенку в жизни, развивает важнейшие коммуникативные умения; реализация проектов позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, в игровой, проблемной форме решать развивающие, обучающие и воспитывающие задачи с активным и деятельностным участием в мероприятиях всех субъектов педагогического процесса.
В младшем возрасте обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями. Происходит знакомство с простейшими приемами игры с настольным театром. В работе с младшими детьми использую резиновые, мягкие, дымковские, конусные игрушки. Даю малышам поиграть с куклой, подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться «оживить», определить, какой у нее характер, голос, походка.
В среднем возрасте переходим от самого простого театра на столе к более сложному. Происходит объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой в единое целое. Знакомлю с детей с театральной ширмой и верховыми куклами. Развивается процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки.
В старшем возрасте дети сами выбирают вид деятельности в соответствии с психологическим состоянием. Дети, которые в себе неуверенные, выбирают кукольный театр, потому что он как бы является для них ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации. В нашей группе ребята, которые уже преодолели свои страхи, обычно выбирали семи себе роли в спектаклях, которых они участвовали как актеры драматического театра. В этой же группе я использую - театр ложек. Этот вид очень нравится детям, он легкий и удобный в управлении. Для этого использую простейшие упражнения - этюды с куклой на ширме: «По грядке», «Бежит мышка», «Идет дед». Такие этюды развивают у детей внимание и воображение, они проводятся под музыку.
. И уже в подготовительной группе театрализованная деятельность детей переходит в более сложное русло. Предлагаю изобразить сразу несколько героев, например - щенка и кошку; воробья и бабочку. «Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, прогнулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку...». Учу детей придумывать загадки, типа: показать своего героя в движении, все должны отгадать, кто это был. Показываю сама: зайчик грыз морковку, но потом испугался и убежал. Дети легко отгадывают загадки и придумывают их сами.
Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ показывают позитивное влияние театрализованной деятельности на развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников: дети осваивают невербальные средства общения; их речь становится более связной, расширяется словарный запас, совершенствуется интонационный рисунок, оттачивает темп, громкость голоса; дети становятся более сдержанными эмоционально, учатся выражать свои чувства, понимать других, сопереживать им; у них развивается уверенность в себе.
Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств дошкольника. Через развитие театрализованной деятельности, интегрированной в целостный воспитательно-образовательный процесс, создаются благоприятные условия для формирования социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Список литературы:
1. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. Москва, обруч 2014 г.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001.
3. Максимова С. М. Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 824-826. — URL https://moluch.ru/archive/117/32334/ (дата обращения: 16.02.2018).