Дата публикации: 02.07.2025
Автор: Халирахманова Раиса Рафисовна
Преподаватель по классу баяна
МБОУ ДО «Дши №2 им Г. А. Шкала» Челябинская область, г. Сатка
Профессиональная подготовка музыканта — обширный комплекс, который включает в себя овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Полифоническая музыка в этом комплексе подготовки занимает большое место. Её изучение начинается ещё в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в музыкальном колледже и вузе. Формирование различных навыков исполнения полифонических произведений очень важно для музыканта. В основе этих навыков лежит целый ряд профессиональных качеств, развитие которых необходимо для музыкантов: дисциплины, наблюдательности и хорошей координации исполнительского аппарата, полифонического мышления и музыкального и художественного вкуса, гармонического и тембрового слуха, позволяющегося слышать развитие каждого голоса в полифонической ткани.
В Программе для ДШИ работа над полифонией вводится со 2-го года обучения. А на 3-й год обучения учащиеся должны исполнять уже полноценное полифоническое произведение – это одно из требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной Программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Это вполне понятно, так как для исполнения даже самых несложных полифоний, учащийся должен уже иметь некоторые навыками игры на инструменте. Таким образом, если навыков, полученных учащимся на 1-ом году обучения, всегда хватает для исполнения обычных пьес и этюдов из программы 2-го года обучения, то для исполнения полифонии их порой достаёт не всем учащимся. Поэтому, включая в программу 1-го полугодия полифонию, мною обязательно учитываются индивидуальные способности каждого учащегося, учитывается его техническая и музыкально-исполнительская подготовка, приобретенная им в 1-ый год обучения.
Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.
учащийся должен иметь четкое понятие о том, что такое полифония. Полифония – это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодически развитых голосов. Обычно различают три вида полифонии : подголосочную, контрастную и имитационную.
Народно-песенная музыка подголосного склада, в основе которой лежит развитие основного голоса. Остальные голоса являются более или менее самостоятельными.
Произведения с двумя контрастирующими голосами (контрастная полифония). В ее основу входит развитие самостоятельных друг от друга музыкальных линий. Для контрастной полифонии свойственна попеременная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего один голос выступает на первый план (большинство прелюдий И. Баха).
Сочинения имитационного склада. Основаны на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон, либо одного мелодического отрывка темы (фуга). Имитация является одним из основных признаков полифонии. «Имитация» значит «подражание». В применении к полифонии – это приём, при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет (точно или с некоторыми изменениями) одну и ту же мелодическую линию.
Приступая к разбору полифонической пьесы, нужно тщательно продумать и проставить аппликатуру для каждого голоса.
Значимость аппликатуры в полифонии отмечается в партии левой руки, где учащийся до этого привык применять, в основном, только 3-ий и 2-ой пальцы. По этой причине некоторые сложности испытывает учащийся при разучивании партии левой руки. Разбор полифонического произведения следует проводить исключительно каждой рукой отдельно.
Работа над ритмом, как правило, является одной из сложных и кропотливых. Здесь приходится начинать с азов, а именно, со счета вслух. Но стоит ли и на этом этапе торопиться с соединением обеих партий? Во всяком случае, если ученик дольше обычного будет играть, пусть даже обеими руками, но со счетом вслух, ему это нисколько не повредит.
Следующий этап работы – это работа над фразами и сменой меха. И если фразировка в разных голосах полифонии, как правило, совпадает не всегда, то смена меха, к сожалению, специфике нашего инструмента, должна совпасть и в том и в другом голосе. Поэтому фразировку в одном из голосов – чаще в басовом – приходится «приносить в жертву» меху. В смене меха нужно учитывать наименьшее по возможности количество разрывов мехом фраз и нот в одном из голосов, и физическую силу и возрастные особенности ученика, и технические возможности имеющегося инструмента. Работа над фразировкой напрямую связана с работой над динамикой.
Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразой, добиваться ее развития, кульминации и завершения. Стараться добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными автономными, не связанными друг с другом кусками, а была бы цельным, законченным музыкальным произведением.
В работе над штрихами при разучивании полифонии на баяне следует выделить их функцию в партии левой руки. Здесь у ученика, как правило, возникают проблемы в исполнении штриха нон легато. В первый год обучения он привык играть бас, в основном, только короткий. Следует показать учащемуся, как исполняется на инструменте прием штриха нон легато, объяснив, что басы должны выдерживаться всю указанную длительность, но играться не связно, а отдельно один от другого. При этом необходимо следить за плавностью меховедения, без толчков, и чтобы смена звуков в партии левой руки не отражалась бы на равномерном звучании второго голоса в правой руке.
Можно ученику играть полифоническую пьесу обеими руками, когда он уже уверенно владеет текстом, аппликатурой, правильной сменой меха, исполняет ритмически правильно каждый голос с соблюдением штрихов. Соединяем обе партии только на уроке.
Одной из сложнейших задач в работе над полифонией является подбор репертуара. Главная проблема заключается в том, что не у всех начинающих баянистов есть возможность играть выборном инструменте. В основном все учащиеся исполняют полифонию на «готовом» инструменте, который не имеет выборную систему в левой клавиатуре, что отрицательно сказывается на подлинности музыкальных произведений таких композиторов, как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди и др. Эти пьесы становятся украшением выступлений старшеклассников. В младшем же возрасте ученику проще удаются полифонические пьесы народного склада, такие как «Русская песня» Аглинцовой, «Щебетала пташечка» Руднева и им подобные.
Активное и заинтересованное отношение ребенка к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация. Здесь можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо. Малыш с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как эхо? И расставит (сам) динамику (f и p, используя прием “эхо”. Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог, и наоборот.
Работа над полифоническими произведениями чрезвычайно важна в профессиональной подготовке баяниста. Она совершенствует координацию рук исполнителя, формирует навыки слышания и предслышания каждого голоса, умение изменить направление движения меха в нужное время и с нужными усилиями. Полифонические произведения формируют особую культуру исполнителя, которая непременно скажется и в разучивании произведений других стилей и жанров.
Исполнительский уровень обучающихся в ДМШ с каждым годом растет, и потому потребность в современных методических разработках, работах, обобщающих и систематизирующих различные методики и приемы работы над полифоническими произведениями и обновлении полифонического материала ДМШ не теряет своей актуальности.
Список литературы.
- Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Санкт-Петербург, 1994. – 76 с.
- Брызгалин В.С. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов: тетрадь 3: Фугированные формы / Брызгалин В. – Курган: МирНот, 2001. – 97 с.
- Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. – М., 1985. – 148 с.
- Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническимипроизведениями – 2004 г.
- Чернов А. «Формирование смены меха в работе над полифонией»– 1989 г.