Дата публикации: 06.03.2019
Автор: Белкина Надежда Васильевна
Педагог дополнительного образования
г.Тюмень, МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос»
Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.
Материальное обеспечение: волшебный сундучок, самовары, деревянные ложки, прялка, веретено, пяльца с вышивкой, матрешки, большая поварешка, посуда с декоративной росписью, русские народные костюмы, павло-посадские платки, презентация, выставка детских работ «Чаепитие».
Ход мероприятия:
Дети сидят на стульчиках в зале.
Педагог: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Сегодня, ребята мы пришли в гости в Центр ТР и ГО «Этнос».
- А дома ли хозяйка? Дайте, ребята, позовем хозяйку. Хозяюшка!!!
Выходит Хозяйка, встречает гостей.
Добрый день вам, гости дорогие!
Гости званные, гости желанные!
Добро пожаловать в наш высокий терем,
В чистую светлицу – гулять и веселиться!
Здесь и красны девицы,
Добры молодцы кругом,
Все уселись за столом!
Собирайся, народ,
Сегодня вас много чудесного ждет!
Педагог: Здравствуй, хозяюшка! Добрый день в вашу хату!
Все дети: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Уж давно вас поджидаю, праздника не начинаю!
У меня для каждого есть местечко и доброе словечко!
Педагог: Раньше, в старину люди устраивали посиделки. Ребята, а как вы думаете, чем занимались на посиделках.
(Ответ детей) Вязали, шили, вышивали, пряли, танцевали, пели песни, загадывали загадки.
Хозяйка: Шуткой и смехом делать дело с успехом! Вот и я сейчас сяду за прялку, а девочки займутся рукоделием.
Педагог: А пока наши мастерицы делом занимаются, мы покажем свое умение. Встречайте наших гостей.
р.н. танец «Уж ты, Порушка-пораня!
Педагог: Девицы-мастерицы, покажите свое уменье.
Девочки по очереди встают и показывают свою работу.
Хозяйка: Гости дорогие, а не хотите ли пряничков откушать? Конфеточек да бубликов покушать? А песенку послушать?
р.н. песня «Долговязый журавель»
Педагог: Ну а какие же посиделки без игры? Айда играть, надо ножки поразмять! Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек". Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок.
Р.н. игра "Достань платочек"
(после игры дети садятся на стулья).
Хозяйка: Ребята, в моем сундучке спрятались интересные вещи. Я загадаю загадки, а вы, отгадав их, узнаете, что же это такое.
1. Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов! (Чай )
2. Подбоченилась она
Жаль рука всего одна.
Кто ни делает глоток,
Хвать её под локоток. (Чашка)
3. Темечко пьет,
Нос воду льет,
Если не спит
В брюхе кипит. (Чайник)
4. Бел, как снег, в чести у всех
В рот попал - там и пропал (Сахар)
5. Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)
Дети: - Это самовар.
Педагог: Да. Это самовар. (дети рассматривают самовар)
Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта. Он предназначен для разогрева воды. Наши талантливые предки и тут проявили себя - в городе Тула изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение по всей России. Ребята, давайте посмотрим иллюстрации о самоваре. Обратите внимание на формы и материал различных самоваров.
Просмотр презентации «Русский самовар»
Вопросы к детям:
1. Какой формы делали самовары? Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными.
2. Из какого материала? А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо, фарфор и даже хрусталь.
3. Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта).
4. Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей). Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.
5. На поверхности иногда делали надписи и печати. Как вы думаете, какие? А какие, мы сейчас с вами узнаем.
Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы про чай, самовар и чаепитие?
Дети говорят пословицы (Педагог начинает, дети продолжают)
Игра «Собери пословицу»
1. «Самовар кипит, уходить не велит».
2. «Где есть чай, там и под елью рай».
Хозяйка: Я предлагаю поиграть в русскую игру-потешку «Чайничек».
Игра-потешка «Чайничек»
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой.
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка с чайничком.
Хозяйка: Молодцы ребята! А вы знаете, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Приглашаю всех на чаепитие! (дети садятся вокруг стола)
Смотрите стол накрытый стоит, наверное нас ждет.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем!
Во время чаепития хозяйка подходит к детям с корзинкой, в которой спрятаны пословицы о традициях чаепития. Каждый ребенок читает одну пословицу.
Чай пить – долго жить.
Чай пить – не дрова рубить.
За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.
Выпей чайку – забудешь тоску.
С чая лиха не бывает.
Самовар кипит, уходить не велит.
Чаем на Руси никто не подавился!
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
Чай не пьёшь – какая сила?
Чай попьёшь – другое дело.
Рыбак душу не морит: рыбы нет, так чай варит.
С самоваром-буяном чай важнее, беседа веселее.
В жидком чае всю родню видать.
Не чаем единым сыт человек.
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.
Подведение итога мероприятия:
Педагог: Во всем мире самовар остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
- С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
Педагог: Так и проходило время – все весело плясали, пели, играли, загадывали загадки. Время проходило незаметно. Вот и промчались посиделки – пора и по домам!
Хозяйка: Милости просим в гости еще!