Дата публикации: 15.03.2019
Автор: Крапивина Ирина Владимировна,
воспитатель,
Г.Томск, МАДОУ ЦРР № 83
В последнее время все более актуальной становится проблема позднего появления активной речи у малышей, так называемая задержка речевого развития. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развитиявсехсторонречи – фонетической, лексической, грамматической, и от того, какое общество окружает ребенка, зависит его речевое воспитание.Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка.
Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.Знакомство с детским фольклором способствует развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову. Народные песенки, потешки, пестушки - это прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.
Не менее важным для формирования речи является развитие мелкой моторики, формирование мелких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Деятельность с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
В детском саду для развития речи очень важно использовать пальчиковую гимнастику и разные виды продуктивной деятельности, что будет способствовать развитию точных движений пальцев рук. Под продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой получается какой либо продукт: рисование, аппликация, лепка, конструирование и изготовление поделок.
Совместная деятельность строится следующим образом: воспитатель разучивает с детьми различные формы фольклора, затем обязательно проводит пальчиковую гимнастику по теме для подготовки пальцев и рук для продуктивной деятельности. Весь творческий процесс сопровождается словесными объяснениями и разными жанрами фольклора: потешки, пестушки, загадки, тем самым мотивируя детей на речевую деятельность.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по продуктивной деятельности с использованием фольклора, положительно влияет на речевые зоны головного мозга, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Анализируя опыт работы можно сделать вывод о том, что у детей улучшилась мелкая моторика рук, речь стала более активной и выразительной, обогатился пассивный и активный словарь.
Как пример, прилагаю вам один из конспектов, разработанной картотеки по этой теме.