Дата публикации: 27.03.2019
Автор: Смирнова Наталья Валерьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №4 «Крепыш»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом..
Психолого – педагогические задачи:
Обучающие:
актуализировать знания детей о национальных костюмах;
познакомить детей с предметами одежды мужского и женского русского народного костюма;
пополнять активный словарь детей;
закреплять умение аккуратно обводить по контуру, вырезать, правильно размещать детали на бумаге.
Воспитательные:
формировать почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
продолжать формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
Развивающие
развивать мелкую моторику рук;
способствовать развитию творческих способностей детей;
Интегрируемые образовательные области: художественно – эстетическая, социально – коммуникативная, познавательная,.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации непосредственно – организованной образовательной деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная.
Форма организации детей: подгрупповая
Форма организации обучения: НООД по усвоению новых знаний.
Материал и оборудование: трафареты русский сарафан на каждого ребенка, варианты русских народных узоров, клей, кисточки, салфетки, выставка кукол в национальных костюмах.
Предварительная деятельность с воспитанниками: рассматривание картинок с русскими народными костюмами, беседы о людях различных национальностей.
Планируемый результат: дети знаю особенности русского национального костюма.
Части НООД |
Деятельность воспитателя
|
Деятельность детей
|
Способы поддержки детской инициативы |
1 часть - вводная |
Цель: Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, создание интереса к предстоящей деятельности.
|
|
|
Создание образовательной ситуации Мотивация детей на предстоящую деятельность,
|
На выставке кукол в национальных костюмах: Ребята, посмотрите, какие красивые куклы. -Чем они отличаются? Каждый костюм очень красивый и принадлежит он разным национальностям. Есть татарский костюм, есть узбекский, белорусский, украинский. Воспитатель показывает кукол в национальных костюмах, побуждает детей называть особенности костюма. – это национальные костюмы. Давайте скажем вместе. Воспитатель показывает куклу в русском национальном костюме. Кто знает – это какой костюм? (русский) Какая красивая кукла! А вы хотите, чтобы у вас тоже была кукла в национальном костюме? |
Ответы детей. Дети находят различия в костюме, называют отличительные особенности костюмов. . |
Создание ситуации, вызывающей интерес к предстоящей деятельности |
2 часть - основная |
Цель: познакомить детей с особенностями русского костюма. |
||
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемом в тесном контакте со взрослым |
Я предлагаю вам сегодня узнать много интересного о русском костюме, и даже стать модельерами. Кто такие модельеры? Что они делают? Как вы думаете, а мы что будем сегодня делать? (Костюм, русский народный). Согласны сделать костюм? Чтобы сделать нарядный, красивый костюм, я предлагаю вам пройти в мастерскую . Презентация «Русский костюм» Слайд 1,2. Где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? - (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках) Ребята, давайте с вами посмотрим, как одевались крестьяне на Руси. Посмотрите на картинки: Слайд 3. Мужчины носили длинную рубаху, подпоясанную шнуром. Узкие штаны, заправленные в онучи (кусок ткани которой обвёртывали ноги до самых колен). На онучи надевали лапти, плетёную из веток обувь. Головным убором у мужчин, была остроконечная шапка, которая называлась «Колпак». Слайд 4. Женщины поверх рубахи надевали сарафан (высокая юбка, которая крепилась на плечах при помощи лямок). Обувью служили «чуни», отличались от лаптей – плетением. Посмотрите, какие красивые у них были головные уборы: кики, кички, кокошники. Слайд 5. Готовя нарядную одежду, деревенские рукодельницы показывали всё, на что они способны были: рукава, плечи, ворот – расшивали красными нитками, лентой, тесьмой Посмотрите, какого цвета одежда? Любимым цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста делали рубахи, мужские штаны, женские передники. Главными цветами были: чёрный, оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово "красный" в древнерусском языке понималось как "прекрасный". Посмотрите, какой орнамент сочными красками украшал народную одежду. Люди считали, что эти узоры защищают их от разных бед, поэтому очень старательно изготавливали одежду. Я предлагаю вам тоже сделать русское народное платье своими руками. |
Дети принимают решение , проходят к интерактивной доске. Предположения детей Дети отвечают на вопросы, рассматривают костюмы. Дети называют цвета одежды. |
Побуждать детей высказывать свои предположения, Побуждать детей активно применять свои знания |
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей |
Давайте пройдем за столы. (На подносах разложены трафареты русского сарафана, варианты узоров для украшения) Посмотрите, у вас на столах лежат костюмы. Как вы думаете, как он называется? Слайд 6. Посмотрите на экран. Красивый сарафан? Что нужно сделать, чтобы ваши сарафаны были такими же красивыми? Я предлагаю вам выбрать узор и украсить им сарафан |
Предположения детей. Дети предлагают варианты украшения сарафана. Дети выбирают трафареты, украшают сарафаны выбранными узорами. |
Создать условия для свободного выбора детей, творчества. Поощрять стремление к творчеству, выбору своего способа украшения сарафана |
3 часть - заключительная Подведение итогов деятельности, Педагогическая оценка результатов деятельности детей
|
Цель: пока думаю
|
|
|
Ребята, покажите, какие сарафаны у вас получились. Почему вы выбрали такие узоры? Давайте еще раз посмотрим на экран. Как называлась русская народная одежда |
Дети объясняют свой выбор, рассказывают о русской народной одежде.
|
Воспитатель побуждает детей продемонстрировать полученные знания. |
|
Плавный вывод детей из непосредственно организованной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность |
Ребята, я предлагаю вам в группе сделать альбом из ваших работ. А в следующий раз мы с вами узнаем много интересного о костюмах других национальностей и смастерим костюмы и для них. |
: пока думаю |