Дата публикации: 29.03.2019
Автор: Дягилева Галина Николаевна,
Воспитатель ИЗО,
Г.Новосибирск
МКДОУ детский сад №485
Задачи:
1. Формировать у детей представление о пейзажной живописи;
2. Учить эмоционально откликаться на нее, выделять средства выразительности: колорит, композицию и средства, с помощью которых художники передают настроение;
3. Развивать желание в разных видах деятельности создавать картины зимней природы, отражать впечатления, полученные при наблюдении, основываясь на содержании знакомых произведений;
4. Обогащать речь детей эпитетами, сравнениями, определениями, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, веселое, грустное…);
5. Воспитывать у детей чувство прекрасного, любви к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Предварительная работа:
- Наблюдения за березами и другими деревьями на участке детского сада, в парке зимой в разную погоду: в солнечный морозный день, в пасмурный день, в оттепель;
- Чтение стихотворений А.Пушкина «Идет волшебница зима», «Зимнее утро», С.А.Есенин «Береза», «Пороша», «Поет зима – аукает», Е.Русакова «Стихи метели», «Зима», Н.Некрасов «Мороз-воевода», И.Суриков «Зима»;
- Загадывание загадок о зиме;
- Знакомство с приметами, пословицами, поговорками о зиме;
- Рассматривание репродукций картин И.Грабаря «Зимний день», К.Ф.Юон «Русская зима», «Конец зимы. Полдень», И.Шишкина «Зима», А.Саврасова «Русская зима»;
- Рассматривание иллюстраций А.Парамонова к стихотворению С.А.Есенина «Береза»;
- Рисование зимних деревьев, кустов;
- Слушание музыкальных произведений, пение песен о зиме.
Словарная работа:
Лазурь, страж, чародей, ослепительные, мерцающие, застлало, зябко, проказница
Материалы и оборудование:
- репродукции картин разных жанров;
- репродукция картины «Февральская лазурь»;
- подвесной круг, пух;
- музыкальное произведение – П.И. Чайковского «Времена года»;
- краски;
- кисти;
- пастель;
- восковые мелки;
- альбомные листы.
Ход занятия:
- Ребята, мы с вами идем в картинную галерею.
- Что такое картинная галерея?
(Это здание, в залах которого выставлены картины)
Вспоминаем правила поведения.
Идем по залам.
1 зал «Портреты» (картины, на которых изображен один человек или группа людей)
2 зал «Натюрморты» (картины, на которых изображены предметы повседневной жизни – домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря, посуда и т.д.)
3 зал «Пейзажи» (картины, на которых изображена природа)
- Какие из этих картин отражают настоящее время года?
(Картины о зиме)
- Что изображено на этих картинах?
(Природа, деревья, зима)
- Как называются произведения искусства, на которых изображена природа?
(Пейзаж)
Подходим к картине И.Грабаря «Февральская лазурь».
Предложить детям рассмотреть картину и подумать:
- О чем она рассказывает? Почему так думаете?
- Что «красивого и удивительного» изобразил художник на картине?
(На переднем плане картины – береза, с раскидистыми ветвями, с толстым, золотистым, белым стволом. Она высокая: на картине не видно ее верхушки. За нею – ее подружки с тонкими золотистыми стволами.)
- Что виднеется там, вдали за березками?
(Поле, лес)
- Какой день изображен на картине?
(Яркий, солнечный, зимний день. Небо, снег, серебристые стволы берез – всё сияет фантастической красотой)
- Как художник рассказывает нам о красоте зимней природы?
(Красками, цветом)
- Какие цвета использует художник, изображая небо, снег?
(Синий, светло-синий, бирюзовый, желто-голубой)
- Мы с вами знаем тайну цвета. Он бывает каким?
(Теплым и холодным)
Теплый цвет – как солнечный лучик прикасается к нашей щеке, поэтому теплые цвета кажутся солнечными и радостными. А холодный – как льдинка, хочется рассмотреть, а она тает в руке. Такой цвет представляется загадочным, таинственным.
- Каких цветов в картине больше?
(Холодных)
- Что бы изменилось, если бы художник нарисовал эту картину в других тонах?
Закрываю картину пленкой розового цвета
- Какой цвет звучит более красиво, выбранный художник или, скажем, розовый?
- Можно ли по цвету картины узнать радостное или печальное событие изображает художник? Какую картину написал художник?
(Радостную. Вся природа и художник радуются – конец зимы!)
- Эту картину написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь. Он очень любил русскую природу и написал много чудесных картин о природе.
- Как бы вы назвали эту картину?
(Художник И.Грабарь назвал эту картину «Февральская лазурь».
Лазурь – значит голубой.)
- Дети, а вам понравилась картина?
- Какое настроение она вызывает?
- Что вспомнили? Что представляется?
(Стихи)
- А вы хотели бы оказаться в этой картине?
- Ребята, смотрите, мне показалось, что на деревьях ветки закачались, заблестел на солнышке снег, заскрипел под ногами, на меня подул легкий, свежий, морозный ветерок. Закройте глазки (звучит музыка) А теперь открывайте. Ой, где это мы с вами оказались, кажется в зимней сказке? А вот и она идет – волшебница Зима.
- ЗИМА: Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада видеть вас в своем царстве. Посмотрите, как красиво в моем сказочном лесу.
- ЗИМА: Скажите, пожалуйста, с чем можно сравнить зимний лес? (Страж великан, лес-чародей и т.д.)
- ЗИМА: «Ветер тучу-метелицу
Кружит во весь дух,
И на землю стелется
Белый, снежный пух»
- Ребята, посмотрите, снег полетел
Подвесить круг, на котором лежит пух. Раскрутить его и пух полетит, как снег
- ЗИМА: давайте подуем на снежинки и подберем слова, характеризующие снежинку. Снежинка какая?
(Пушистая, мягкая, легкая, холодная….)
- ЗИМА: Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром,
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом
- ЗИМА: Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать: Белое покрывало всю землю застлало
(Снег)
- ЗИМА: А с чем можно сравнить снег?
(Пушистое белое одеяло, как солнце, как ослепительные, мерцающие огоньки, то вспыхивают, то гаснут.)
- Сколько снега нападало, сразу стало зябко, холодно. Давайте поиграем в снежки и погреемся. Я буду бросать вам снежок, вы бросаете его обратно мне и говорите какая зима. Например, суровая.
(Холодная, вьюжная, снежная, веселая, волшебная, чудесная, метельная, хмурая, колючая, белоснежная)
- Вот мы и согрелись. Дети, давайте порадуем зиму, доставим ей удовольствие и придумаем для нее ласковое название
(Зимушка-зима, Волшебница-зима, Гостья-зима, Проказница-зима)
- ЗИМА: Ребята, какие вы все молодцы. Много знаете о зиме, красиво рассказываете.
Наверное, вы и рисовать любите? Кто рисует картины?
(художники)
- ЗИМА: С помощью своей волшебной палочки я превращаю вас в настоящих художников
(Касается палочкой к рукам каждого ребенка).
Представьте каждый свою зимнюю картину и пока не забыли, начинайте рисовать.
Дети идут в художественную мастерскую. Во время выполнения задания звучит музыка.
В конце занятия работы выставляются и рассматриваются. Дети рассказывают о настроении.
- ЗИМА: Молодцы ребятки! Спасибо вам, порадовали меня добрыми словами и своими картинами. Из ваших картин мы оформим выставку, чтобы все смотрели, любовались и радовались вместе с нами. А теперь вам пора возвращаться.
(С помощью волшебной палочки возвращает детей назад)
Список использованной литературы:
1. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» - М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
2. Краснов Н.В. «Беседы по искусству в начальной школе». - Москва: Искусство, 1970. — 248 с.
3. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». - М.: Просвещение, 1985г. — 96с.
4. Хрестоматия по детской литературе Сост. А.Л. Табенкина , М.К. Боголюбская; Под ред. Е.Е. ЗубаревоЙ. - М.: Просвещение, 1985г. — 463с.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Р.И. Жуковская, Л.А .Пеньевская. - М.: Просвещение, 1981г. — 399 с.
6. Русаков Е. Мельница-метелица. Стихи. — Ленинград: Детская литература, 1973. — 48 с. Рисунки Е. Васнецовой.
7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 2009. — 127с