Дата публикации: 12.05.2019
Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития детей №62»
Тема: Выбор оптимальных методических приёмов способствующих накоплению развития эстетической восприимчивости и ознакомлению народного промысла.
В образовательном и воспитательном процессе, работая с детьми дошкольного возраста, проходит большая работа по ознакомлению с окружающей действительностью; воспитание любви у детей к прекрасному, обогащение его духовного мира, развития воображения, чувств. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведения и поступки. В связи с этим, если идёт речь об эстетическом воспитании ребёнка – это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.
Большое значение здесь имеет воспитание наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдать себе отчёт в увиденном. Ведь наблюдательность обогащает знания зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Эстетическую восприимчивость у детей следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам, к традициям. Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке. Нужно помочь детям стараться видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредствам изображения.
Знакомство с народным промыслом разносторонне воздействует на развитие чувства ума и характера ребёнка. Через близкое и родное творчество, детям легче понять и творчество других народов. Получая знания о истории народного промысла, дети реализуют свои способности в оформлении каких-либо предметах, важно правильно педагогу подобрать методы и приёмы используемые при ознакомлении народного промысла и развитии эстетической восприимчивости, а так же подобрать практический материал. Чем больше ребёнок будет осваивать способы реализации в изобразительной деятельности в получении продукта деятельности, работая с разными материалами, тем больше у него будет мастерства в детской руке.
В педагогической практике существуют методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, практический. Эти приёмы тесно переплетаются с эффективными методами, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса. Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление — прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием педагога. Важно умело отобрать наиболее яркие и впечатляющие материалы, создать соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, педагог на конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
— Метод приучения. Сущность метода приучения, в том, чтобы ребёнок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Этот метод требует многократного повторения, на протяжении всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении, предусматривающей необходимость создания поисковых ситуаций.
— Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; выполнения каких-либо действий в продуктивной деятельности, к решению проблемных ситуаций с помощью игровых действий.
— Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Всё это помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке.
В этом и состоит задача педагога, что бы помочь детям увидеть прекрасное: в природе, услышать это в музыке, почувствовать это в поэзии. и в результате все свои впечатления, чувства, эмоции и восхищения от увиденного и услышанного, передать и воплотить в своей продуктивной деятельности посредствам изображения.